фильм Акиры Куросавы - Гений дзюдо

1

Вы никогда не задумывались, насколько ироничны фильмы Акиры Куросавы?

 

Не смотря на то, что его легендарные творения, такие как: «Семь самураев», «Отважный самурай», «Телохранитель» стали прообразом для жанра самурайского вестерна, все же в них больше некой современной иронии и юмора, причем у многих главных героев.

 

Но вспомним о другом знаменитом фильме японского режиссера – «Гений дзюдо». И этот фильм тоже глубоко ироничен, ироничен в моментах, о которых не подозревал сам Куросава.

 

Вся ирония заключается еще и в том, что пресловутый «гений дзюдо» в реальности использовал совершенно иные приемы, нежели они показаны в фильмах. К тому же, схваток было большое количество, в которых дзюдоисты не всегда одерживали победу, но…

Здесь Кано стал не только новатором, но и хитрым стратегом, подобным Ояме, который призывал к некой линии преемственности, однако использовал новаторские идеи. В данном случае, Дзигаро специально посещал библиотеки, изучая книги по западным видам борьбы (а позже, японские мастера, поражаясь победам советских спортсменов и делая выводы о первых встречах с самбистами, японские мастерами брали на вооружения технические нюансы советской борьбы). Встречался с Фунакоси, перенимая некоторые приемы из каратэ (которые, вообщем-то, особой роли в дзюдо никогда не играли). Чем-то здесь новаторский дух Кано напоминает стремление Оямы привнести в каратэ нечто живое и рабочее, не только основываясь на традиции окинавских мастеров, но и перенимая технику ударов из того же бокса, элементы борьбы из джиу-джитсу (хотя сам Ояма к борьбе относился с легким пренебрежением).

Но вернемся к Кано и его дзюдоистам. Не давала покоя ему одна из школ джиу-джитсу, которые отлично боролись в партере, тем самым не оставляя возможности к победе адептам школы дзюдо, на тот момент, не способными похвастаться разнообразием в приемах борьбы лежа.

 

Однако и это сумел изменить Кано. Но главное, что позволило ему победить, ровно как и Ояме, сделать свою школу живучей? Причиной стало слишком буквальное понимание многими японскими школами принципа – «иккен хикацу» и фанатичное следование ритуалам и традиции. 

Принцип – «одним ударом на повал», не может восприниматься абсолютно буквально, он заключает в себе идею о том, как победить, с наименьшими затратами. Победить одним решающим приемом, но воплотить это в жизнь вряд ли получиться на всех противниках, тем более, если вы на турнире, на котором против вас борется подготовленный соперник, ожидающий вашей атаки.

 

Нужно уметь ВЕСТИ поединок и терпеть. В этом и выиграл Кано и Ояма, в их школах учили драться, а не просто следовать установленной традиции.

 

Кано, в отличие от многих школ традиционного джиу-джитсу, в которых нарабатывался один решающий бросок, а самих спаррингов не было, ввел в систему подготовки борьбу. Именно борьбу, жесткую, долгую, к чему не были готовы его противники.

 

Как и ожидалось, принцип «одним ударом на повал» просто не сработал, когда противник оказался искушенным в тех же самых приемах, а на тот момент, техника дзюдо еще была довольно близка к технике джиу-джитсу.

 

В этом и заключается главная ирония и главная мораль, которую нужно извлечь из истории по дзюдо. Она заключается в том, что нужно стремится к идеалу «иккен хикацу», но он будет возможен, если вы умете вести поединок, бороться, драться, пусть даже по обычным спортивным правилам. 

 

Фильм

 

 

 

 

 

 

по материалам Николая Сокиркина 

 
Дата добавления: 2015-10-22 < Разное Главная >

Сегодня: 22.05.2019


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Впечатления от лагеря

Популярное видео