Интервью с представителем кобудо Тэссинкан

1

Сегодня мы ведем итересный разговор с представителем школы кобудо Тэссинкан - Павлом Долгачевым. Наш собеседник занимается давно востобчными единоборствами о чем свидетельствуют его достижения:

 

3-ий дан каратэ Годзю-рю,

3-ий дан Рюкю кобудо Тэссинкан,

1-ый дан каратэ Рюкю Сёрин-рю Тэссинкан Мастер спорта по "Восточное боевое единоборство",

2008-2009 - победитель Кубков и Чемпионата России по "ВБЕ Кобудо", 

2005-2015 - победитель и призёр Кубков Европы по Рюкю кобудо Тэссинкан (Чехия, Германия)

2015 - серебряный призёр чемпионата мира по окинавскому кобудо (дисциплина "бо-кумитэ").

 

- Здравствуйте, Павел. Расскажите о своих первых шагах в БУДО и почему, в итоге вашей стезей стало кобудо?

 

- Здравствуйте, Николай! Начало моих занятий приходится на 1990 год. Именно тогда отменили запрет на преподавание каратэ и других единоборств. О каратэ я слышал задолго до этого и очень стремился приобщиться, однако реальной возможности попросту не было. Мой дядя занимался каратэ до запрета, и я даже выпросил у него фотокопию книги, посвящённой базовой технике этого единоборства. Это были пачки страниц с ужасным переводом с европейских языков, набранных на печатной машинке, и с вклеенными размытыми иллюстрациями, тогда их называли «самоучителями». И я попытался что-то освоить, правда, результат не впечатлил. Чуть позже по газетному объявлению я попал в секцию каратэ, которую вел Андрей Викторович Глазунов, один из ведущих тренеров в нашем регионе и в течение четверти века возглавлявший Федерацию каратэ Калининградской области. Вот тут все и завертелось по-настоящему…

 

Каратэ я с тех пор никогда не бросал. В то же время, Глазунов не только давал технику каратэ, но считал, что для начинающих китайское ушу – важное подспорье. Мы даже разучивали некоторые простейшие комплексы стиля Чань-цюань, а те, кто был поопытнее, также могли практиковать Тайцзи. Впрочем, меня китайские системы не интересовали вовсе. И, как водится, мы тогда занимались этаким не совсем понятным со стилевой точки зрения видом – «советским» каратэ, замешанном на тогдашнем понимании общих черт стиля Сётокан. Правда, спустя пару лет мы активно включились в изучение Годзю-рю. И наш коллега из Томска Леонид Владимирович Щепкин, когда-то занимавшийся в Калининграде, прислал приглашение на проводившийся там, в 1993 году, семинар по кобудо.

 

Глазунов отправил меня и свою ученицу Катерину Сидорову на это мероприятие. Тренировки на семинаре проводила женщина Кэтрин Лукопулос (она имела паспорт гражданки США, но уже долгие годы жила на Окинаве). Кэтрин – удивительный человек: отличный технарь, великолепный учитель, способный мотивировать на очень многое. И с тех пор я стал фанатом кобудо.

 

- Кобудо – отдельное единоборство или часть каратэ? Почему в кобудо много именно каратистов, а не представителей, джиу-джитсу, например?

 

- Под термином «кобудо» («старинные воинские пути») понимают иногда довольно разные вещи. Кобудо бывает окинавским и японским. Окинавское более популярно и чаще на слуху, это направление, в котором используют традиционное холодное оружие: шест бо, нунтяку, сай, тунфа (тонфа), кама и так далее. Правда, в некоторых школах видов оружия – уйма, а в некоторых – два или даже всего одно (как правило, шест).

Но в отношении ряда японских дисциплин термин «кобудо» тоже используется. Под этим понятием скрывается целый ряд направлений, возникших после Реставрации Мэйдзи,  которые стали способами самосовершенствования и занятием спортом, в отличие от их брутальных предшественников, которые объединены термином «кобу-дзюцу» («старинные воинские искусства (ремёсла)». На тот момент такое превращение «кобу-дзюцу» в «кобудо» означало сохранение традиций в условиях потери действительной прикладной актуальности целой группы воинских дисциплин.

 

Окинавским кобудо занимаются в основном каратисты, предпочитающие окинавские стили каратэ (Сёрин-рю, Годзю-рю, Уэти-рю, Иссин-рю и Рюэй-рю). Более того, в некоторых организациях окинавского каратэ техника с оружием – неотъемлемая часть программы. То есть, разграничить каратэ и кобудо в некоторых случаях нереально.

 

Если брать в качестве примера джиу-джитсу, то стоит подумать, какое оно? Дело в том, что существуют современные системы, основанные в первую очередь на прикладных аспектах дзюдо и старинного дзю-дзюцу, но включающие также специфические приемы каратэ и кобудо, в том числе окинавского. Мне очень сложно охарактеризовать родство этих «миксов» и кобудо. Как правило, традиционные, старинные стили дзю-дзюцу являются одним из разделов (разделом безоружного боя) комплексных школ японского кобу-дзюцу, где оружие – неотъемлемая и большая часть.

 

Между окинавским каратэ и кобудо в 30-40-ые годы назревал разрыв. Дело в том, что в момент роста интереса к воинским искусствам Окинавы в Японии интерес у публики представляло, прежде всего, безоружное противостояние. Оружейных систем в Центральной Японии, куда попали окинавские воинские искусства, было и без того пруд пруди. И окинавское кобудо как бы ушло в тень, несколько десятилетий оставаясь уделом особо продвинутых каратистов. Усилиями энтузиастов удалось сохранить техническое наследие окинавского кобудо, а позже и вывести его на международную арену. Естественно, возникли и самостоятельные организации, специализирующиеся именно на окинавском кобудо.

 

- Поединки в кобудо больше напоминают рукопашный бой или джиу-джитсу. Это синтез каратэ с джиу-джитсу или нечто отдельное от обеих систем?

 

- Свободный поединок в окинавском кобудо – вещь редкая. Она требует амуниции. Как правило, состязания проводят по боям на шестах, реже – на нунтяку. Хотя известны и эксперименты по внедрению «спортивных» версий сай, тунфа. Но они так и остались «внутренними делами» отдельных организаций и даже секций.

Поединков без оружия в окинавском кобудо быть не может в принципе: то, что без оружия – это тема каратэ. А там огромное разнообразие версий правил, хотя прародители каратэ - окинавцы – больше тяготеют к традиционной практике, чем к спортивным соревнованиям.

 

- Что можно сказать о современном кобудо? Работаете ли вы с предметами и с оружием современности, ведь саи, кама, нунчаки, бо и пр. – грозные вещи, но в условиях современности упражнения с ними вряд ли можно отнести к чему-то прикладному.

 

- В окинавском кобудо осознанно выносят современные предметы, которыми можно пользоваться в целях самообороны, за рамки школы. Традиция на первом месте. Она определяет состав учебной программы, аттестаций. Понятное дело, вопросом реалистичности того, чем мы занимаемся, задаются многие. В принципе, умение применять предметы, попавшие под руку, для обороны от врага – сущность практики кобудо. Даже последовательность изучения видов оружия подчинена логике освоения различных по своим свойствам предметов.

Однако утилитарные цели в окинавском кобудо – далеко не на первом плане. В мире уйма организаций, современных направлений, которые пропагандируют современную самозащиту, в том числе ножевой бой. Их программы логичны и действенны, потому что цели прозрачны. В окинавском кобудо, в свою очередь, важна традиция как таковая и практика ради практики и самосовершенствования. Я четко отдаю себе отчет в том, что многим непонятны такие цели. Но ведь и в дзюдо борются не только для того, чтобы швырять каждого встречного о землю, а прыжками в высоту занимаются не для того, чтобы попадать с разбегу с улицы на балкон…

 

- Сейчас моден ножевой бой, а ваша школа обучает ножевому бою и вообще, стоит ли делать акцент именно на ножах, возможно, стоило бы сделать акцент на более безопасных и распространенных вещах: ремни, веревки, зонтики. Эти предметы всегда под рукой, но за их применение вас не посадят.

 

- Не посадят, скорее всего, и за шест. Просто потому, что вряд ли можно попасть в ситуацию, в которой придется защищаться шестом… Один из моих наставников, Франк Пельны из Германии, дополнительно преподает систему самообороны, в которой рассматриваются аспекты применения подручного оружия. Я лично такие вещи не изучаю, хотя интересовался техникой ножа и экспериментировал с применением коротких палок, ремней, цепей и т.д. Этот опыт дал ясное представление о том, что и традиционный подход, и утилитарный современный очень  близки друг другу.

Но у современных систем самозащиты и у традиционных Будо очень часто совершенно разные аудитории. Да, нож, конечно, очень важен и крайне интересен. Но все-таки, это не предмет изучения в окинавском кобудо. Так уж сложилось.

 

- В одном из турниров «Битвы чемпионов» выступал представитель школы кобудо, насколько часто ваша школа обменивается опытом с другими стилями и системами, что берете вы из этих школ, что они берут у вас?

 

- Речь, возможно, о «спортивном кобудо». В России одной из дисциплин в виде спорта «Восточное боевое единоборство» является «кобудо» - отечественная версия «микса» на тему кобудо, джиу-джитсу, ниппон-кэмпо и каратэ. Как я уже говорил, окинавское кобудо традиционно – система применения традиционного оружия, а все, что без него – каратэ. В России с этим чуточку иначе, представитель вида спорта «кобудо» запросто может быть в основе своей специалистом в современном джиу-джитсу, ниппон-кэмпо или просто российском рукопашном бое. Окинавское кобудо, значит, тут просто не причем.

В случае с окинавским кобудо обмен опытом и знаниями осуществляется на нескольких «площадках». Во-первых, состязания по традиционному кобудо с коллегами из других стран, школ, организаций. Во-вторых, занимающиеся кобудо совершенно не чураются современных методов тренинга и вникают в эту тему, естественно, периодически обращаясь к методическим наработкам современного спорта. В-третьих, мы с интересом наблюдаем за достижениями других видов воинских искусств и спортивных единоборств, где есть то или иное оружие.

Но в целом, традиционное окинавское кобудо существует в собственной информационной среде и каких-то глобальных заимствований у коллег нет.

 

- Что такое дух кобудо, что кобудо для вас?

 

- Пожалуй, какой-то выдающейся специфики у кобудо нет. В целом, все «воинские пути», то есть, Будо, исповедуют общие правила, принципы. Следовательно, и дух кобудо является порождением этих представлений. Правда, идеалы Будо не всеми и не всегда соблюдаются. А дух Будо, по-моему, заключается в акцентировании внимания на самосовершенствовании прежде всего.

 

- Какие бы мифы и заблуждения в боевых искусствах вы могли бы привести в пример, чего стоит опасаться начинающим спортсменам?

 

- Главная проблема людей – они хотят, чтобы их научили. Иногда это означает, что они сами учиться просто неспособны. Мой опыт подсказывает, что без инициативы, внимания, заинтересованности в зале работать очень сложно. Результата не будет. А ведь погружение в процесс тренинга – с какими бы целями оно не осуществлялось – есть основная задача для любого из нас. Все остальные проблемы, сложности и заблуждения – это временное.

 

- Ваш самый тяжелый бой, он состоялся?

 

- Самое интересное, что тяжесть поединка, как правило, зависит от результата. Очень часто получается так: потерпел поражение – жутко тяжело. Победил – вроде бы, но далось все без особого надрыва, потому что после боя, даже если ты как выжатая тряпка, тебя «отпускает»… Но это, наверное, иллюзия. Точно так же было у меня на недавнем чемпионате мира по окинавскому кобудо. Бой идёт непросто, велико нервное напряжение… Но как только судьи поднимают флажки, сигнализирующие о победе, в твою сторону, становится легче. А был вообще ли он, самый тяжелый бой, я и не знаю. Пожалуй, на память приходит один лишь случай, когда судьи беспардонно «слили» меня в поединке по каратэ. Но это не только горечь, это еще и повод требовать от себя большего – надо стараться быть «на голову выше» соперника в мастерстве, чтобы победить и его, и… судей. Кстати, в этом тоже есть частичка идеологии Будо.

 

- Каким стилем каратэ вы занимаетесь и кто вы больше – адепт каратэ или кобудо?

 

- В основе моей подготовки – техника стиля Годзю-рю. Правда, я потихонечку осваиваю и другой окинавский стиль - Сёрин-рю. Впрочем, они довольно близки в своей основе, биомеханика схожа.

Каратэ я, пожалуй, отдаю больше времени и внимания, чем кобудо. Но это связано с тем, что часть тренинга – это совместная работа с учениками. Но душой я больше в оружейной теме.

 

- Ваш совет как тренера единоборств для тех, кто занимается боевыми искусствами и для простых людей.

 

- Уверен - советы надо давать по месту. И только тем людям, которые этот совет услышат. Поэтому мне проще пожелать коллегам по занятиям воинскими дисциплинами удачи.

 

 

 

по материалам Николая Сокиркина 

 
 
Дата добавления: 2015-08-11 < С людьми из мира спорта Главная >

Сегодня: 06.07.2020


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

В Киеве прошел открытый Чемпионат по киокушин карате среди детей, юношей и девушек

Популярное видео