История происхождения капоэйры

1

Существует множество мнений, гипотез и догадок, касающихся истории возникновения и развития капоэйры как воинского искусства. В их основе лежат как реальные факты, так и просто романтические истории. 

 

21 апреля 1500, Пе́дру А́лвариш Кабра́л и его команда прибыли в Бразилию, объявив ее колонией Португалии. Одной из первостепенных задач колонизаторов было подчинение местного населения для обеспечения португальцев дешевой рабочей силой. Это предприятие вскоре потерпело крах – индейцы быстро умирали в неволе или убегали в свои находящиеся неподалеку поселения. Тогда португальцы начали ввозить рабов из Африки. Приблизительно 3.5 миллиона человек были привезены в Бразилию в течение 350 лет работорговли. 

 

Согласно одной распространенной теории, у одной из народностей юга Анголы в Африке существовал особый ритуал инициации, в честь которого молодые воины танцевали «танец зебр» Н`голо (N`golo) – боевой танец-поединок. Согласно этой теории, Н`голо – это и была первая Капоэйра. Кроме того, предки традиционных музыкальных инструментов капоэйры: berimbau и atabaque – оба были найдены Африке. 

 

Другая теория утверждает, что Капоэйра была замаскирована под танец для того, чтобы ее могли практиковать без ведома белых рабовладельцев. 

 

По еще одной теории, капоэйра появилась не в Африке, а была развита в senzalas - кварталах, где рабы (представители различных культур) проводили досуг и делили свои традиции музыки, танца, и языка, т. е. капоэйра возникла благодаря смешению культур. 

 

Следующая теория утверждает, что капоэйра возникла в quilombos – "свободные поселения". Это были поселения со своей внутренней социальной и экономической структурой. В этих поселениях капоэйра формировалась и развивалась как боевое искусство, обогащаясь различными знаниями и техникой сбежавших рабов, опять же различных культур и народностей. По одной из легенд жители этих свободных городов использовали капоэйру и были вынуждены подрожать животным, чтобы противостоять нападениям португальцев. По легенде, человек по имени Zumbi был последний король Quilombo dos Palmares, был великим мастером капоэйры. 

 

Так же есть еще один своеобразный взгляд на происхождение капоэйры от господина Базлова Г.Н.: “От Украины - до Урала, человек владеющий восточнославянским боевым танцем, умеющий применять его в сражении, назывался "Гопкорез" по аналогии с головорезом, ухорезом и т.п. 

 

Звучание слова капоэйрос и капоэрист, действительно, очень напоминает плохо выговоренное слово - гопкорез. Посмотрите, первая буква (г), почти (х) - в украинском произношении, просто оглушена до (к); вторая согласная (п) не изменена; звук (ко) пропал и заменён сочетанием согласных (оэй); согласный звук (р) не изменён; согласная буква (З), произносимая как (С), сохранилась как (С). Гласные: (о), произносимый как (а), заменён на (а); к (о) прибавилось йотирование, стало - (оэй); (е) (по-украински, произносится - (Э), сохранилось как (э). В целом слово почти не изменилось. 

 

 Г(КХ) О(А) П КО Р Е(Э) З(С) 

 К А П ОЭЙ Р Э С” 

 

Какая из теорий ближе к реальности сейчас сложно сказать. Думаю, что каждая из них проливает некий свет на происхождение капоэйры. 

 

Важно отметить, что эти теории не исключают друг друга. Ангольский танец зебры, возможно, был начальной формой капоэйры, который был далее развит в senzalas и позже в quilombos. Один мастер, возможно, и подвел итог текущего предположения наиболее кратко, когда он заявил, что "Capoeira походит на младенца, задуманного в Африке, но рожденного в Бразилии". 

 

Примерно с 1814 г. капоэйра и другие проявления африканской культуры подвергались репрессиям, а кое-где и запрещались хозяевами рабов. До этого африканские традиции иногда даже поощряли, отчасти для уменьшения внутреннего напряжения, порождаемого рабством, отчасти, чтобы внести отчуждение между разными этническими группами африканцев. 

 

Было много мотивов для запрещения Капоэйры. Прежде всего, она давала африканцам ощущение национальной сплоченности. Она также развивала чувство уверенности у тех, кто ее практиковал. Капоэйра создавала маленькие, организованные группы. Она также рождала проворных и опасных бойцов. Бывало, что рабы ранили друг друга, практикуя Капоэйру, что было абсолютно невыгодно с экономической точки зрения. 

 

Документированный этап, своего рода новая история капоэйры начинается подписанием Золотого Закона в 1888 г., который отменил рабство. Ввоз рабов был запрещен еще раньше – в 1850 г. законом Кейроза, но на протяжении еще почти сорока лет работорговля продолжалась нелегально. В 1892 г. капоэйра была запрещена первой конституцией Бразильской Республики. 

 

В Рио де Жанейро (Rio de Janeiro), где Капоэйра развивалась исключительно как форма единоборства, стали появляться криминальные группировки, терроризирующие местное население. Однако в Баийи (Bahia) Капоэйра продолжала развиваться как ритуально-танцевально-боевая игра. Но истинное искусство было тщательно скрыто от непосвященных. Мастера капоэйры и их самые близкие ученики собирались в секретных местах, для того чтобы провести "роду". Это были люди, старающиеся поддержать древние традиции, развивающие не только физическую составляющую стиля, но философский аспект, пели древние песни и играли на простейших инструментах. Они имели два имени: одно – для мира капоэйры, другое – для жизни в народе. Эта традиция сохранилась до сих пор, когда во время ритуала посвящения "батизада", ученику дается капоэйристское имя. 

 

Несмотря на все сложности, капоэйра стала пользоваться популярностью. Ею начали заниматься не только люди, относящиеся к низшему классу, но и граждане из уважаемых семей, а иногда и заезжие иностранцы. В 1930 году военный переворот изменил политическую ситуацию в стране. Ослабли гонения на капоэйру как на проявление народной культуры. 

 

В 1932 г. в Сальвадоре, мастер Бимба (Мануэль дос Рейс Мащаду) открыл первую академию капоэйры. Это стало возможным благодаря диктатору Гетулио Варгасу (Getulio Vargas), способствовавшему распространению капоэйры как бразильского национального вида спорта. С этого момента мастер Бимба начал официально преподавать капоэйру. Он делал все возможное для того, что бы легализовать капоэйру в качестве национального вида борьбы. Бимба разработал стиль «Капоэйра Режионал». 

 

Но Бимба был не один в стремлении развивать капоэйру. Среди тех, кто получил известность и народную популярность во времена мастера Бимбы был Мастер Пастинья (Висенте Феррера Пастинья). Его школа "капоэйры Анголы" была открыта в 1941 году. Мастер Пастинья и Мастер Бимба считаются ключевыми фигурами, определившими развитие капоэйры. Если Мастер Бимба отдавал приоритет боевым аспектам капоэйры, то Мастер Пастинья подчеркивал ее традиционно ритуальный и игровой характер.

Дата добавления: 2016-02-27 < Истории БИ Главная >

Сегодня: 15.09.2019


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Открытый Чемпионат г. Киева по киокушин карате

Популярное видео