Как совмещать ММА и жизнь интеллектуала?

1

За последнее время мне и моим читателям выдалась уникальная возможность пообщаться с такими мастерами, как Ю.М. Федоришен, Б.М. Катемирова, И.Б. Линдер и др. Люди, несомненно, выдающиеся, которые прошли долгий жизненный путь, в том числе путь боевых искусств и свой опыт перенесли на преподавание единоборств. 


Но серия интервью, была бы не полной, если бы проигнорировали адептов современных стилей и направлений боевых искусств. Какими бы коммерческими и ориентированными на шоу не были смешанные единоборства, игнорировать их опыт мы не можем, просто не имеем права. 


В связи с чем, я рад представить вам Антона Евстратова историка, аспиранта Воронежского государственного технического университета, ведущего программы "На Востоке" на Задело-ТВ, выпускающего редактора Iran.ru, колумниста Iran.Politic (Швейцария), политического обозревателя проектов Politcom.ru, Minval.Az, Caspiana,org, News.tj и других. 


Призера нескольких региональных турниров по армейскому рукопашному бою и джиу-джитсу, дважды 3 место на Voronez Open BJJ, участник ряда соревнований по ММА и грэпплингу, синий пояс по бразильскому джиу-джитсу.

 

Здравствуй, Антон. Чем ты занимаешься в обычной жизни и с чего начались твои занятия боевыми искусствами?

 

Антон: Здравствуйте. В обычной жизни я - политический обозреватель ряда российских СМИ по ближневосточной тематике, а также колумнист швейцарского проекта IranPolitic. А в боевые искусства пришел еще в начальной школе, когда отец отвел к своему университетскому тренеру по самбо.

 


Что тебе дают занятия единоборствами и чем ты занимаешься сейчас и почему?

 

Антон: Прежде всего, единоборства мне представляются наиболее универсальными видами спорта. Они позволяют поддерживать себя в хорошей спортивной форме, улучшают общее состояние здоровья, дают возможность, в случае необходимости дать адекватный отпор физической агрессии, а также воспитывают целый ряд полезных человеческих качеств. Что касается лично меня, то в последнее время я сосредоточен на занятиях смешанными единоборствами, грэпплингом и бразильским джиу-джитсу.

 

Приходилось ли тебе применять свои навыки и почему именно смешанные единоборства с грепплингом и бразильским джиу-джитсу вызывают у тебя такой интерес? Что тебе дают занятия единоборствами и чем ты занимаешься сейчас и почему?

 


Антон: Не считая нескольких совсем уж бытовых и несерьезных ситуаций - нет. Конфликты цивилизованные люди должны решать иными способами. Смешанные единоборства, ММА, справедливо, на мой взгляд, называют сейчас венцом единоборств, - в них наибольшее количество разрешенных технических действий, минимум ограничений в правилах. Соответственно, представляется, что это - наиболее приближенный к реальности вид спорта. В то же время, базой для ММА чаще всего становятся именно грэпплинг, всестилевая борьба с наиболее обширным арсеналом болевых и удушающих приемов. Примерно тем же самым является и бразильское джиу-джитсу, за исключением, пожалуй, наличия «ги» - куртки и штанов в соответствующей версии. Кроме того, привлекают в целом борцовские дисциплины, т. к. в них приобретаются необходимые для смешанных боев и улицы умения, при этом отсутствуют столь опасные в полноконтактных видах удары в голову.

 


Среди моих собеседников практически все делали акцент на отличие боевых искусств и спортивных единоборств, указывая на принципиальное различие традиционных стилей и тех же смешанных единоборств, отмечая именно прикладной характер первых. Что ты можешь сказать по этому вопросу и уместно ли такое различие вообще и как ты соотносишь эти понятия?

 

Антон: Конечно соотношу. Полагаю, без спортивной составляющей, без соревнования невозможно совершенствование. Равно как, например, изучение боевых искусств с детского возраста. Нельзя же ребенку давать, к примеру, понять, что его убивать учат, боевому искусству. Впрочем, давай уж начистоту - большинство традиционных и рекламируемых как "убойные " БИ откровенно "не работают" в честном соревновании по правилам ММА и другим более-менее универсальным полноконтактным правилам. Что во зачастую и становится причиной утверждений о неспортивном характере данных дисциплин, дескать их полной ориентации на реальную ситуацию - где нет рефери, правил, на кону, не титул, а - жизнь и здоровье и противник не один. Однако о каком противостоянии нескольким может идти речь, без рефери и всего остального, если адепты ряда стилей и в бою один-на один- ничего показать не могут? Потому ММА, на мой взгляд - просто неплохая проверка для любого стиля - традиционного и новодела.

 

А акцент грэпплинга и бразильского джиу-джитсу на партер не лишают ли их внерингового применения? Конечно, любая драка или даже бой могут перейти в борьбу на земле, но это уже крайняя мера и не самая удачная для обеих сторон конфликта.


Возможно ли обучение бразильскому джиу-джитсу спецподразделений, если да, то как это будет выглядеть, скорее всего, очень отличаться от привычных для многих схваток по правилам БДД?

 

 

Антон: В бразильском джиу-джитсу есть прикладной аспект. В частности, на ютубе можно легко найти видео, где фактический основатель данного стиля Элиу Грейси (которому на момент записи видео было, к слову за 90 лет) демонстрировал со своим внуками приемы именно самообороны. Там можно увидеть действия, в том числе и против вооруженного противника, против нескольких нападающих и т. д. В этом аспекте бразильское джиу-джитсу похоже на наше самбо или некоторые вариации рукопашного боя, так что спецподразделения обучать ему вполне можно. Что касается спортивного раздела - там, несмотря на акцент на партере, имеется и бросковая техника и борьба в стойке, что не отменяет применения данной дисциплине вне ринга. И, правильно было замечено, драки, особенно один на один, очень уж часто заканчиваются на земле, что предполагает преимущество в этой части адептов грэпплинга и бразильского джиу-джитсу.


А что скажешь о философии боевых искусств? Тебе, как я знаю, была симпатична ближневосточная культура, а что касается дальневосточных философских школ, вызывали ли они у тебя интерес, если да, то чем, если нет, то почему?

 

 

Антон: Да, меня всегда гораздо больше привлекала ближневосточная философия и традиция. Да, там тоже немало на указанную тобой тему, были свои ниндзя (исмаилиты-асасины), свой воинский кодекс (сформулированный в значительной мере шиитским Имамом Али в его речах и посланиях) и многое другое. Что касается дальневосточных философских школ и их отношения к единоборствам, я никогда не мог избавиться от некоего противоречия. Практически все традиции Дальнего Востока центрируются на достижении гармонии, сторонятся насилия как метода решения конфликтов - таковы буддизм и даосизм, например. В то же время боевые искусства, в особенности древние, которые не спорт - ни что иное, как орудие убийство, оружие войны, которой в реальном ее виде чужды указанные идеалы. Это как русские монахи Пересвет и Ослябя, которые вдруг, при заповеди не убий и готовые подставить врагу и вторую щеку, вдруг вышли рубить монголов. Там и там налицо противоречия, в общем-то, типичные для Древнего Мира и Средневековья, но не дающие лично мне связать воедино философские традиции и непосредственно боевые искусства. При всем уважении - особой философии в БИ я не усматриваю, здесь у меня целиком западный подход - прагматические цели и конкретные результаты, не более.

 

 

Какие страны и единоборства лидируют на смешанном ринге и почему? Почему так мало традиционных стилей: ушу, каратэ, муай тай?

 

Антон: Однозначный лидер современного ММА, разумеется, Соединенные Штаты. Чуть дальше - Бразилия, затем - некоторые другие страны, в том числе и Россия. Причин лидерства США множество - это и традиционно выдающиеся физические качества американских парней, и прекрасно поставленная организация бойцовских шоу и тренировочного процесса, отлично развитая спортивная медицина (в т. ч. и в плане применения доппинга). Кроме того, в США можно найти адептов, пожалуй, всех, существующих на данный момент видов БИ - от бразильского джиу-джитса до какого-нибудь самообороны жителей мусульманских кварталов Силат-Мубаи. Это создает атмосферу конкуренции и условия для взаимопроникновения техник из одних единоборств в другие, обмена методическими и тактическими наработками со стороны тренеров. Нельзя забывать и финансовую составляющую. Гонорары бойцов и всех, кто их готовит к выходам на ринг в США несравнимы с другими странами. Когда-то в этом отношении с Соединенными Штатами могла конкурировать Япония, но после развала самого мощного ее промоушна, Pride FC, безнадежно отстала. Между тем, мощнейшая на сегодня организация смешанных единоборств, UFC - целиком американский "продукт".

 

 

Традиционных стилей достаточно мало на рингах и в клетках смешанных единоборств по банальной для меня как историка причине. Многие из них элементарно устарели для 21 века. То, что работало в начале прошлого столетия, Вызывало страх и ужас одним своим названием, как каратэ, сейчас не только никого не удивляет, но и не работает против жестких и выученных бойцов-полноконтактников, равно владеющих как ударной (причем наиболее жесткой), так и борцовской техниками. Поэтому адепты традиционных стилей, не работающие в полный контакт "отсеиваются" в ММА сразу, либо немедленно переучиваются. Кроме того, многие традиционные стили - весьма однобоки. Это касается и почти всех видов каратэ, и муай-тая, и тхэквондо, и ряда других дисциплин. Вне сомнения, есть среди топов смешанных единоборств базовый каратист стиля шотокан Лиото Мачида, боец муай-тай и черный пояс по тхэквондо Андерсон Сильва, тхэквондист Энтони Петтис, однако они, помимо владения своими базовыми единоборствами, на высочайшем уровне освоили и элементы других - бокса, вольной борьбы, бразильского джиу-джитсу, что помогло им достичь, возможно, основного в современном ММА качества - универсальности. У адептов чистых традиционных стилей, по крайней мере, в их нынешнем виде, этой универсальности, как правило, нет.

 

В межстилевых боях улучшилась техника и возросло количество ударной техники, что на это повлияло?


Антон: Практика повлияла. То, что не работало или работало плохо, постепенно отмирало, либо эволюционировало. К примеру, мало кто в современном ММА бьет традиционный и распространенный в каратэ и других стилях майе гири, а значение лоукиков или маваши гири в голову и корпус, наоборот, возросло. Кроме того, как оказалось, базовые борцы, доминировавшие ранее и доминирующие сейчас в клетке и на ринге, довольно легко обучаются ударной технике, причем на очень высоком уровне - это и Джон Джонс, и Даниэль Кормье, и Кейн Веласкез, и многие другие. Между тем, сама "ударка" в ММА технически отличается от той, что демонстрируется в чисто ударных стилях - том же кикбоксинге и К-1, более устойчиво держится корпус, бойцы ниже приседают и т. д. Сам рисунок боя ММА не только изначально отличался от других единоборств, но и продолжает эволюционировать.

 

А если говорить о ММА в аспекте не спорта, а образа жизни, могут ли смешанные единоборства подарить их адептам тот дух, который ищут, занимаясь каратэ, ушу или дзюдо? Если да, то на чем основывать педагогические принципы в смешанных стилях?

 

Антон: Дух однозначно подарить может - как, впрочем, и любое другое по-настоящему вдохновляющее занятие. Что же касается духовной составляющей ММА по-сравнению с традиционными боевыми искусствами, учитывая методику их преподавания в России, то здесь особо разницы вообще нет . Более того, ММА здесь представляется честнее - "хочешь научиться драться - работай жестко, в полный контакт, паши по полной, принимай и наноси удары и так далее и будет тебе счастье." . Тренеры же по традиционным БИ в РФ часто говорят о каком-то боевом применении своей техники, словно бы оправдывая, таким образом, отсутствие полноконтактных спаррингов, нереалистичную и неприменимую технику. Полагаю, однако, что каких-то единых педагогических принципов в ММА сейчас не сформировалось - спорт в качестве секций, например, существует лишь последние годы, и многое в методике и педагогики там зависит от прошлого места работы, стиля и личных качеств того или иного тренера. Последнее - в большей степени.

 

А как можно соотнести новые принципы в боевых искусствах с традиционным подходом? Какие направления из восточных стилей, на твой взгляд наиболее прогрессивны и актуальны? 
В принципе, восточные единоборства не ушли и не уйдут, на ряду с самбо и боксом мы слышим о джиу-джитсу, кудо, саньда, не является ли это тем самым прагматично-гармоничным акцентом восточных единоборств - умением впитывать в себя новое и лучшее?

 

Антон: Здесь все просто. Как только адепты традиционных стилей перестают изображать из себя непобедимых убийц-ниндзя, знающих неведомые непосвященным смертельные приемы, все становится на свои места. Люди занимаются спортом, воспринимают новое, признают свои ошибки, и становятся лучше. В целом ведь именно так появились те же кудо или саньда - целиком спортивные стили, в которых от традиции остались разве что история, фундамент и .... все. То же самое я бы отнес к большинству направлений современного джиу-джитсу, не говоря уже о его бразильской версии. Это не хорошо и не плохо. Просто общество развивается, становится умнее, эпоха сакральных знаний и невежественного (в том числе и в боевых искусствах) большинства уходит в прошлое. В век интернета и информации ничем никого не удивишь, кроме регулярной работы, старания и стремления к своим целям.

 

Что на твой взгляд следовало бы взять многим спортсменам из того же каратэ, ушу, тэквон-до и наоборот, что им не помешало бы взять из спортивных систем?

 

Антон: Ну техники в названных единоборствах встречаются очень интересные. Возможности и потенциал тхэквондо с блеском демонстрирует сейчас в UFC Энтони Петтис, а раньше то же самое делал Андерсон Сильва., Лиото Мачида и Витор Бэлфорт используют в клетке элементы каратэ шотокан, а Уша-Саньда используют в ММА некоторые российские бойцы -дагестанцы.

 

Что ждет в будущем единоборства, что кроме ММА мы увидим и какими будут смешанные единоборства или то, что придет им на смену?

 

Антон: В будущем единоборства, если говорить об ММА, К-1 и другом зрелищном спорте хочется и реально ожидать улучшением метоодической базы, привлечение более значительных денежных средств и увеличение медийности. Соответственно, будет больше фанатов, шире популярность. С развитием техники уже давно очевидно, что единоборства - это не во вторую, а в первую очередь - спорт, и относиться к ним лучше именно таким образом. Убивают в 21 веке уже давно более совершенными средствами, нежели кулаки. Вряд ли в ближайшее время что-то может заменить ММА, а, говоря о других дисциплинах, которые могу т стать не менее популярными, то это - К-1 , грэпплинг, бразильское джиу-джитсу, то, что связано с ММА и обеспечивает бойцу необходимую базу.

 

А что посоветуешь в отношении самообороны?

 

Антон: Травматическое оружие, шокеры. Ну и все-таки ММА, как наиболее приближенный, как ни крути, к уличным реалиям вид единоборств. Где у нас еще добивают ногами лежачих, пусть и не толпой - как на улице?

 

То есть единоборства как реальную защиту ты никак не воспринимаешь?

 

Антон: Воспринимаю. Но скорее в стихийной драке. Если вами интересуются серьезные люди  - это вряд ли поможет.


Ну а что нужно изменить в нашей системе физического воспитания? стоит ли ввести в школах приемы, того же самбо, как это сделали с дзюдо в Японии, с ушу в Китае?


Антон: Не уверен, что это пойдет на пользу с уровнем агрессии в наших школах, Который итак зашкаливает. В случае, если агрессивные подростки еще и в массовым порядке будут владеть единоборствами, состояние безопасности в их среде может еще более ухудшится. Да и не всем подходят единоборствам как спорт. Если говорить о физическом воспитании - то, на мой взгляд, для общего развития в школах могла бы подойти традиционная физкультура, фитнес и т. д., но, с более системным подходом, регулярностью и более квалифицированной работой педагогов. Пока этого тоже нет. Что касается ушу как гимнастики, то оно могло бы стать альтернативой физкультуре советского образца, но это уже не совсем боевое искусство.


Твой совет начинающим спортсменам?


Антон: Стремиться найти и реализовать себя. Не важно, в каком виде спорта, и не важно, каким образом. Не все ведь выбирают те же единоборства, и не все в зал только ради побед приходят. Важно, чтобы спорт был в радость, в этом случае человек способен на самое серьезное физическое и духовное напряжение, наиболее самых высоких результатов.

 

 

 

 

 

 

по материалам Николая Сокиркина 

 

Дата добавления: 2015-12-16 < Со спортсменами Главная >

Сегодня: 24.05.2017


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Что такое настоящие татами

Популярное видео