Как тренировать детскую группу

1

Это были времена, когда я подрабатывал тренером, занимался сам и заодно преподавал йогу в одном из многочисленных клубов Воронежа. Время тренировок было неудачное с коммерческой точке зрения, поэтому я искал еще что-нибудь, где можно было заработать и на мое счастье, мне позвонила старая знакомая – тренер по тайквондо. Она мне предложила тренировать детскую группу. Я был рад такому предложения, правда, меня смущало несколько моментов: во-первых, именно тайквондо я не занимался уже давно, перейдя в дзюдо, потом в  джиу-джитсу, а затем уйдя в бокс, во-вторых не мел мастерской степени по данному единоборству, а изображать из себя мастера, мне было бы стыдно. Но знакомая успокоила меня, сказав, что я буду числиться у нее помощником инструктора, правда все тренировки я буду вести сам.

 

Мне всегда нравилась преподавательская деятельность, я любил делиться накопившимися знаниями, ведь когда ты много узнаешь, рано или поздно нужно изливать свои знания, чтобы они не ложились бременем ни в твоей голове, ни в твоей душе.

 

Помню свой первый вход в маленький спортзал в детском развивающем центре «Палитра». Я был одет в синее дзюдоисткое кимоно, чем уже вызвал восторг и любопытство (можно считать это моей маленькой уловкой), цветных поясов мы не носили на дзюдо, правда, не совсем официально начинали носить синий пояс, начиная с первого разряда.

 

Дети были шумные и непоседливые, рядом сновали сердобольные мамаши, где-то в коридорах изнывали от жары уставшие отцы. Обстановка была не рабочая. Первое что я сделал – прогнал из зала родителей, сказав, что зайти они смогут только после тренировки, затем построил детей. Говорил я уверенным громким, но не грубым голосом, в отличие от Надежды – тренера, который меня пригласил. Надя говорила очень тихо, была небольшого роста и напоминала плюшевого медвежонка, отчего дети сновали и бесились у нее на тренировках.

 

Я часто замечал, что многие тренера, в том числе и мужчины, ведут тренировки скучновато, особенно для детей. Это не значит, что ты должен уподобляться армейскому старшине, раздавая пинки и брань, но тренировка, если дело касается детей, должна быть в режиме non-stop, с элементами игры и ты должен показывать все о чем говоришь.

 

Мне досталась младшая группа, в которую ходил даже четырехлетний мальчик! Я был шокирован таким составом, в котором был всего лишь один школьник, все остальные еще дошкольники! Правда появлялся там двенадцатилетний мальчик, брат четырехлетнего малыша, которого родители отдали в эту группу, чтобы они ходили вместе. К тому же, моя знакомая давала им тули (аналог ката), собиралась выставить на соревнования, давала ударную технику, спарринги. На мой взгляд, все это было малышам рановато,   даже потому что их координация была не готова выполнять формальные комплексы, они не понимали, зачем им учить удар и блоки (они и насилия толком не видели в свой адрес, чтобы иметь мотивацию все это разучивать).

 

Я не стал ничего этого им давать, а начал  с беговой разминки, в которой они выполняли те или мои команды: отжимались, резко по хлопку, выпрыгивали, замирали, кувыркались, замирали, шли «гусиным» шагом. Нужно было дать им возможности «набегаться», уже потом я начал делать некие подобия ударной техники, стараясь свести все к игре. Заставлял их «латить» друг друга, предварительно связав поясами.

 

Я пробовал разные подходы, начиная от жесткого, заканчивая мягким, но ни тот, ни другой не подошли. Наконец, мне удалось найти середину и даже утихомирить самого непослушного «тэйквондиста».

 

Я попытался заставить отжиматься малыша, но тот только смотрел на меня своими черными открытыми глазами.

 

- Принять упор лежа, - скомандовал я.

 

В ответ он молчал и все молчали и тут я вдруг понял:

 

- Ты не знаешь, что такое упор лежа?

- Нет, - признался мальчуган.

- А как же вас наказывала Надежда Владимировна?       

- Ставила в угол, - ответил кто-то из ребят.

- С этих пор, никаких углов, - сказал я, - всем это понятно?

- Да, - послышался хор детских голосов.

- Наказывать нарушителей дисциплины будет с помощью отжиманий.

 

Я встал на кулаки.

 

- Это называется упор лежа. Это всем ясно?

 

Дождавшись положительного ответа, я продолжил:

 

- Это называется отжимание, - для примера я отжался несколько раз.

- А теперь, Миша, прими упор лежа и отожмись два раза, - обратился я к хулиганистому мальчишке.

 

К моему удивлению, ребята не знали что такое «мостик», подтягивание, кувырки, «березка» и я начал с самых азов, показывая как делать «березку», как делать «мостик», кувыркался (благо мой первый тренер по тайквондо, к тому же, был гимнастом и много внимания уделял акробатике, да и борцовская закалка давала о себе знать), давал им растяжку. Порой, я разбавлял тренировку, беря кого-нибудь из малышей на руку и поднимая к потолку, затем сажал одного из-них на живот и вставал на «мостик».

 

В один из дней мне позвонила Надежда и попросила провести между ребятами спарринг.

 

- Слушай, они не маловаты для боев? – скептически спросил я.

- Да нет, я их на соревнования хочу выставлять.

- Уже?! Да они и бить то толком не умеют.

- Ничего страшного, там Володя ходят, такой светленький, он у меня уже участвовал.

 

Я не хочу принизить Надежду, тем более, что я ей очень благодарен, она много знает технических моментов, куда больше чем я, но многие секции восточных единоборств грешат тем, что ради прилива людей в секцию опережают события, гонясь за коммерческой прибылью.

 

На следующий день, я раздал щитки, шлема, накладки и перчатки своим ученикам, отчего они стали похожи на маленьких разноцветных роботов. Меня не удовлетворяла соревновательная техника тайквондо, в которой больше нельзя, чем можно, поэтому я разрешил бить ребятам в бедро, предварительно надев на ноги каждого щитки. Конечно, правилам тайквондо это не соответствует, но хотя бы приближает спарринг к более реальным условиям.

 

Все выглядело, конечно же, скомкано и больше походило на раздачу обоюдных пинков. Но что меня поразило, четырехлетний мальчик вскочил, требуя от меня, чтобы я поставил его в пару.

 

- Ты слишком мал, мне не с кем тебя поставить, - сказал я малышу.

 

Но тот снова вскочил, надевая перчатки. Меня поразило это юное дарование, посмотрев с каким рвением, он надевает перчатки, я подумал: «А почему бы и нет».

 

Там был пятилетний мальчик Вова, но довольно крупный, по сравнению с четырехлетним малышом, по имени Славик. Делать было нечего, Вова, хотя бы, подходил по годам.

 

- Бой! – скомандовал я.

 

В этот момент произошло что-то необыкновенное. Славик, который был, словно гномик из мультфильма, налетел на более крупного Вову, пытаясь изобразить что-то вроде удара. Вова начал пятиться, уйдя в глухую защиту, даже закрыл от страха глаза.

 

Видя, что Вова зажался у стены, закрыв глаза, я скомандовал: «Стоп!».

 

Поставив «бойцов» на середину, я снова дал команду начинать. Все повторилось вновь, в итоге и на третий раз, Славик снова загнал Вову в угол, пытаясь отвесить ему удар.

 

Можно было бы Славика поставить еще с кем-нибудь, но остальные ребята были слишком крупные для него.

 

«Вот так Славик, – подумал я про себя, - вот так четырехлетний малыш!».

 

Он удивил меня снова, когда я учил малышей подтягиваться, аккуратно придерживая каждого на перекладине. Когда дело дошло до Славика, он сам залез по шведской стенке и пытался достать до перекладины.

 

- Да погоди ты, - я взял его на руки и повесил на перекладину.

- Я сам! Сам!  - шепеляво твердил Славик.

 

Подтянуться у него не получилось, но он старался из всех сил.

 

«Хулиганистый малый будет, - подумал я про себя, - но и боец отличный выйдет, главное, чтобы родители не перестали его водить на секцию».

 

К сожалению, мне пришлось прекратить свою тренерскую деятельность, так как моя основная работа занимала много времени. Жаль. Мне запомнилась эта мальчишечья группа, эти малыши, я даже некоторых до сих пор помню по имени.

 

Как-то ко мне обратились родители, они хотели, чтобы группу вел я, а не Надежда. Для меня это была очень неприятная ситуация, с одной стороны, я не мог отплатить Наде такой неблагодарностью, но, с другой – это было пожелание родителей, почему бы и нет. Но, повторюсь, из-за основной работы все пришлось прекратить, хотя и до сих пор считаю, что зря…

 

 

 

 

по материалам Николая Сокиркина 

 

 
 
Дата добавления: 2015-06-03 < Библиотека Главная >

Сегодня: 06.06.2020


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Информационный бюллетень

Популярное видео