КАРАТЭ И ЛИТЕРАТУРА часть 2

1

«Я Б КУЛАКОМ ГАРМОНИЮ ПОВЕРИЛ...»
КАРАТЭ И ЛИТЕРАТУРА

(ЧАСТЬ 2)

Первую часть статьи читайте тут

 

МЕТОДИКА

 

 

Каратэ

 

 

В каратэ важна методичность обучения. Стратегия ставит цель, тактика выстраивает пути к цели. Выстраивает заранее, ещё до того, как мы двинулись вперёд. Ступенчатость и планировка обучения; аналогично — тактика и стратегия поединка. Без этого цели не достигнуть. Не начинают ни обучение (на любом этапе), ни схватку, не выстроив методический или тактический рисунок (план). Даже если схватка застала внезапно — прошлый опыт, умение и мастерство, тело и психика должны в считанные доли секунды, на уровне рефлексов выстроить тактическую схему боя. Исходя из параметров противника, почвы под ногами, времени года, степени угрозы...

 

 

В каратэ обязательна постепенность обучения. Без этого — поражение или гибель.

 

 

Нельзя требовать максимальной резкости или силы от начинающего — он порвёт связки, травмирует мышцы, повредит суставы. Нельзя неконтролируемо увеличивать мощность набивок — ученик повредит кости и никогда больше не сможет заниматься единоборствами. Нельзя выпускать в свободный спарринг человека, не имеющего технической базы и психической устойчивости, — он получит серьёзную травму или нервный срыв. Нельзя давать опасное оружие в руки дураку или хвастуну — он покалечится сам или покалечит других.

 

 

Только в кино (и в скверной фантастике) ученик приходит к мастеру — и через полгода участвует в крутых соревнованиях или бьёт морду агенту ЦРУ.

 

 

Литература

 

 

 

Та же методичность, стратегия и тактика важны и в литературе — как при написании книги (аналог поединка в каратэ), так и в процессе творческого развития писателя (аналог обучения в каратэ).

 

Если говорить о написании книги — композицию, фабулу, сюжет, тему, идею и финал (на стратегическом уровне) стоит продумать заранее, прежде чем садиться за работу. «Накопать» нужный материал, «вжиться» в него, чтобы чувствовать себя в нём свободно и уверенно. Если же говорить о становлении писателя — нельзя «с нуля» достичь мастерства. Есть редкие исключения, гении, они развиваются в разы быстрее, чем самые талантливые их коллеги. Но даже гениям необходимы время и опыт, чтобы раскрыться в полную силу.

 

Всему своё время. Видя перспективу, надо методично строить дороги к ней.

 

 

 

Мифы и заблуждения о литературе

 

Вокруг книг и литературного творчества немало легенд. В них верят многие читатели и писатели, особенно начинающие.

 

Итак:

 

- Лучше всего продаются забойные боевики!

 

- Все «замороченные» книги пишутся «под кайфом»; их авторы активно употребляют «траву», героин, «кокс» и алкоголь.

 

- Фантастика — «недолитература»; это плохие книги про эльфов и роботов, которые пишутся для детей-дебилов.

 

- Фантастика — самая литература из всех литератур, а всё остальное — занудная фигня для пальцегнутых эстетов.

 

- Можно написать три-пять-семь книг на заказ, наступив на горло собственной песне, заработать имя — а потом спокойно ваять и издавать «нетленку».

 

- Литературные конкурсы помогают наработать литературное мастерство.

 

- Писателю не надо ничему учиться: русский язык в школе выучил — и хватит.

 

- Главное — писать быстро: пять-шесть книг в год. Тогда будут и тиражи, и популярность, и гонорары.

 

- Главное — искренность; всё остальное — неважно.

 

- Попадание даже в лонг-лист литературной премии — это круто!

 

- Литературные премии ничего не значат и раздаются по договорённости.

 

- Сетевое «пиратство» — это благо, «пираты» бесплатно рекламируют автора.

 

- Сетевое «пиратство» — корень всех бед, именно оно скоро убьёт литературу.

 

- Напечататься в «толстом» литературном журнале типа «Нового мира» — это круто! Это признание в мире Большой Литературы!

 

- При помощи рекламы можно «впарить» любую книгу большим тиражом и «раскрутить» любого бездаря.

 

- Есть «рецепт бестселлера», узнав который, любой автор может бестселлер написать; но этот секрет скрывают от литературных масс авторы бестселлеров и их издатели.

 

- Надо всячески защищать свой текст от воровства, а то в издательстве откажут — а потом издадут втихаря под другой фамилией.

 

 

ОСОБЫЕ КАЧЕСТВА

 

 

Каратэ

 

 

Каратэ — не только техника и «физуха»! Даже не только тактика и стратегия.

 

 

Это ещё и целый набор крайне важных психологических качеств. Управляемая агрессивность, умение «сорвать себе крышу» и «вернуть крышу на место», собранность, скорость реакции на угрозу, сдержанность, миролюбие, вежливость, мобильность поведения, выражение лица и глаз, чувство психологической дистанции... Это воспитывается сложнее, чем умение отжаться от пола 50 раз. Это требует более долгого времени. Это не достигается в детстве и юности. Но без этого вы или социально опасный зверь, или здоровенный неконтролируемый тюха, или жертва того, чья психика мощнее, или постоянный объект агрессии со стороны, или «сиделец на зоне».

 

Литература

 

 

Литература — это тоже не только умение связно рассказать историю. Литературу делает литературой то, что находится в тексте сверх рассказанной истории. Это и чувство слова, и темпоритм; точность акцентов, аллюзии и ассоциации, многофункциональность диалогов, индивидуализация речи персонажей, стилизация, заложенные в текст идеи, сверхзадача... Умение входить в творческое состояние, умение использовать в книге жизненные ситуации и собственные переживания (даже негативные). Наблюдательность, нестандартность мышления, способность собраться и сесть за работу, даже когда нет настроения. Всё это сразу развить невозможно. Как и в любом искусстве, необходимы долгие годы практики, накопления опыта и его осмысления. Содержание и форму следует развивать параллельно. Совершенствуя форму, наполнять её всё более глубоким содержанием.

 

РЕАЛИЗМ

 

Каратэ

 

 

Старое окинавское каратэ имеет серьёзнейшие отличия от спортивного и «киношного». Оно незрелищно, практично и очень жестоко. Тычок в глаза, ребром ладони по кадыку — и травматичный пинок в колено. Удар в пах, удар коленом в лицо согнувшегося противника, захват и сворачивание шеи. Удар основанием ладони в нос, удушающий захват сбоку, бросок с добиванием. Удар лбом в переносицу, удар ладонями по ушам, захват «когтями» кадыка с рывком. Минимум затрат при максимуме повреждений. Минимум морали и угрызений совести. Глухой реализм. Если смотреть со стороны — выглядит очень противно и нехудожественно.

 

Литература

 

 

В литературном творчестве внешняя «красивость» и «забойность» — как правило, удел легковесных книг. Один раз прочёл, следя за сюжетом и приключениями героев, — и перечитывать не тянет. При чтении такой книги сразу чувствуется, что в ней всё «не взаправду». Эффектно, но не эффективно. Жёсткость и реалистичность придают книге больше достоверности. Такой книге читатель верит, несмотря на все фантастические допущения. Воздействие такой книги значительно сильнее. Если привести примеры из Шолохова или вспомнить «Искру жизни» Ремарка — куда там хоррору и «мясным боевикам»! Некрасиво, зато — правда. Эмоциональное воздействие и сопереживание намного выше. Так же, как некрасивый внешне удар зачастую оказывается наиболее эффективным.

 

ТРАВМЫ

 

Каратэ

 

 

Как ни крути, а с годами травмы накапливаются. Речь не о серьёзных травмах, требующих категорического прекращения занятий, а о мелких и средних. Часть из них остаётся с тобой навсегда. Привыкаешь работать (драться, тренироваться), оберегая при этом не вполне работоспособный сустав или старый перелом. Привыкаешь помнить, что эта нога поднимается лучше другой, а на дождь ноют кости.

..

Это — будни. Это мало кто замечает со стороны.

 

Литература

 

 

Увы, у всех нас умирают близкие люди. У всех случаются большие и мелкие неприятности. Бывает, что текст «не идёт» или новую книгу не берут издатели. Могут накатить хандра, похмелье, нервный срыв или депрессия. Всё это неприятно, мешает работать, но всё это поправимо. Главное, с одной стороны, не опускать руки, а с другой — не зацикливаться, не наступать раз за разом на больную мозоль. Собраться — и работать. Если переработал (такое тоже бывает) — устроить себе отпуск, отдохнуть, развеяться, сменить род деятельности, набраться новых впечатлений. Не ждать прихода «вдохновения», а научиться «генерировать» его. Наработать «коронные» литературные приёмы, которые работают безотказно. Но при этом пробовать и новые приёмы, иные подходы; не решать задачу «в лоб», если не решается, а зайти с другой стороны. Как известно, «нормальные герои всегда идут в обход». Не с первого, так со второго, с третьего раза всё получится.

 

Травма — не повод бросать литературу. И кропать об этом заметки в ЖЖ тоже не стоит. С травмой надо жить дальше, ища способы обойти повреждение.

 

 

СОСТОЯНИЕ ЗВЕРЯ

 

Каратэ

 

 

В реальной драке побеждает тот, у кого быстрее «летит планка». Размышления, мораль, прикидки, как бы половчее ударить, боязнь уголовного кодекса, воспоминания о недавно изученных приёмах, желание выглядеть настоящим мужчиной — всё это ваша смерть. Интеллигентская рефлексия — смерть. Поэтому «урка», мгновенно впадающий в блатную истерику, стократ опасней боксёра, отягощённого рефлексией.

 

Быстрый переход в состояние зверя — обязательная часть подготовки бойца.

 

 

Литература

 

 

В литературном творчестве также важно «творческое состояние», вхождение в материал и в образ, «аура» книги — когда писатель работает не только на ремесленных навыках и мастерстве, а на интуиции и вдохновении. Он чувствует сюжет, героев, настроение книги, специфику каждого конкретного момента, темпоритм — и умеет передать эти ощущения читателю через текст.

 

Даже при невысоком уровне мастерства вхождение в творческое состояние помогает «зацепить» читателя. И выиграть у «технаря», пишущего «без души». Но, когда в том же состоянии работает профессионал, хорошо владеющий и ремеслом, и мастерством, эффект выходит намного сильнее. Оптимальное сочетание — это ремесленные и мастерские навыки плюс работа в творческом, расширенном состоянии.

 

 

СЕКРЕТЫ

 

Каратэ

 

 

В каратэ нет секретов. Нет великих тайн и загадочных приёмов, известных лишь «посвящённым». Вернее, как сказал Морио Хигаонна, 10-й дан Годзю-рю:

 

" ...в каратэ есть три великих секрета. Внимательно смотреть. Внимательно слушать. Очень много потеть."

 

 

Литература

 

 

Талант в литературе необходим — как и в боевых искусствах. А что касается великих секретов... Внимательно смотреть — наблюдать за жизнью вокруг нас, накапливать впечатления и опыт, которые пригодятся в будущем, ибо одной фантазии недостаточно. Много читать хорошую художественную литературу — для наработки стиля и литературного вкуса; подмечать чужие приёмы и творчески их переосмысливать. Читать специальную литературу — как по технике литературного творчества, так и по тем областям, что нужны для написания конкретных книг. Внимательно слушать советы более опытных коллег, но применять их осмысленно и к месту. Ну и, разумеется, очень много «потеть» — много работать.

А больше секретов нет.

 

Так занятие становится путём.

источник

Дата добавления: 2015-08-13 < Библиотека Главная >

Сегодня: 20.01.2020


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Фотографии Чемпионата Европы по киокушин карате (Польша, Сосновец 29-30.11.2014)

Популярное видео