Колосс на острове Родос

1

Многие древнегреческие авторы писали об острове Родос.

 

Вот что написал один из них - Филон: «Остров Родос лежит в бескрайнем море. В давние временна, когда он был еще погружен на дно, вынес его Гелиос на поверхность и попросил у богов для себя. Тут и стоит Колосс высотой в 70 локтей, созданный по подобию Гелиоса, блистающий бог солнца, который светит и бессмертным богам, и смертным людям. Скульптору потребовалось для него столько меди, что не хватило запасов, и пришлось помогать медным рудникам всего света. И не потому ли Зевс осыпал родосцев таким богатством, чтобы в честь Гелиоса они поставили статую высотой от земли до неба?»Реальная высота статуи не известна, разные источники указывают разное значение: наименьшая  — 30–35 метров, а максимальная, по некоторым источникам, равнялась 3540 метрам.

 

Один из античных авторов вообще утверждал, что Колосс стоял упираясь ногами на противоположные дамбы гавани и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплывать под ним. Плиний Старший поразился тому, что лишь очень немногие люди могли руками обхватить большой палец громадной статуи.Для наших современников размеры Колосса не представляются такими уж грандиозными, всего 35 метров, но для античности статуя сделанная из металла подобных размеров являлась настоящим чудом света.Вероятно  Колосс Родосский оказался слишком тяжелым для земли: она продержала его немного более  полувека. Потом статуя упала. Но «и лежащий, — пишет Плиний, — он все еще был чудом».

 

От древнего Родоса мало что осталось:  остатки храмов и общественных зданий, театра, стадиона, главной площади. Но на его руинах, в лучах славы античного города, вырос новый город.Сейчас Родос является огромной средневековой рыцарской крепостью, она защищена могучими крепостными стенами, Со сторооны город видится ковром из разноцветных крыш дворцов и сверкающих на солнце куполов мечетей с их филигранными минаретами. У самого подножия стометровых растрескавшихся скал, выступающих прямо из морских глубин, тянутся два ряда стен, сделанных из гранита. На этих стенах расположились стройные ряды ветряных мельниц. Во времена упадка великих центров античной культуры,таких как Афины и Эфес, Родос стал их приемником и сосредоточил в себе лучшие достижения искусства и науки того времени. У Родоса были свои философы (Клеобул Линдский, Аристипп, Иероним Родосский), свои поэты (Аполлоний Родосский). На Родосе жили свои писатели, ученые, художники, скульпторы, ораторы.В III веке до н. э. на остров напал македонский царь Деметрий Полиоркет. Однако, несмотря на специальные осадные машины, ему не удалось одолеть родосцев.

 

Бросив на берегу огромную осадную башню, Деметрий отступил. Эта осадная машина была - гелеополида. Она представляла из себя обитую железом башню, с таранами, перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта. Заставляли двигаться эту махину 3400 воинов. Для своего времени она тоже была своебразным чудом света и вместо предназначенного разрушения принесла городу неожиданную выгоду и всемирную славу. Предприимчивые купцы купили угорожан гелеополиду как металлолом за баснословные по тем временам деньги - 300 талантов.Именно на них родосцы и возвели статую Гелиоса — своего покровителя Родоса.Статую поручили создать скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа.

 

Главным условием было то, что статуя должна быть таких размеров, «чтобы она превосходила все остальные».Нужно заметить, что в родосском народном собрании не было единодушия по поводу величественной статуи. Одни считали, что такая огромная и дорогая статуя ни к чему; другие — что Гелиос будет оскорблен, «когда напротив солнца взойдет новое солнце», и т. д. Не обошлось и без пророчеств. Предсказывали, что такая большая статуя наверняка рухнет и ее падение будет одновременно и падением Родоса.Легенда и правда об этой статуе так слились, что лишь с трудом можно отобрать достоверные факты. Многие античные авторы ю описывали статую, но ни один из них не видел ее стоящей.На одном из изображений статуя представляется медно-красным гигантом высотой в 35–40 метров, стоящим широко расставив ноги и державшим над головой чашу с раскаленным углем. Расположена изображенная статуя у входа в порт (ширина входа 300 метров).А вот другое описание Колосса.

 

Это статуя в 45 метров, которая стоит на пьедестале посреди города Родос, на холме, где позже была поставлена часовня Иоанна Родосского.Есть якобы еще свидетельства, что император Нерон повелел перенести статую с одного места на другое, убрать голову Колосса и взамен укрепить его собственную, отлитую в бронзе. И что после него это повторил император Коммод! Но факт этот не доказан. Родос и в самом деле был близок Нерону, там он провел свою молодость, там начал свою карьеру.Но в XIX веке выяснилось, что все авторы имели в виду совсем другой колосс, почти 30 метров высотой, который изваял скульптор Зенодор, придав ему сходство с Нероном. Скульптура, отлитая из бронзы и позолоченная, стояла вблизи римского Колизея. После смерти Нерона ее объявили статуей бога Гелиоса.Согласно Филону, описание которого считается наиболее достоверным, Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого сверкающего мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой руке Колосс держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком. Однако есть и такое описание статуи: могучие ноги юноши были чуть расставлены, ладонь правой руки приставлена к глазам, в левой руке он держал ниспадающее до земли покрывало. Слегка отклонившись назад, юноша всматривался вдаль. Голову его украшал венец из расходящихся в стороны лучей.

 

Филон предполагает, что для сооружения статуи таких размеров, Харес призвал помощников, что Колосс не был «творением одного человека».Сначала Харес «отлил и поставил ноги Колосса». Потом постепенно отливал остальные части тела, «соединяя их с теми, которые уже стояли». Статуя росла, и он «обкладывал ее вокруг массой глины и песка, закрывая таким образом законченную часть статуи, а потом засыпал еще и камнями, чтобы все держалось вместе». Технически это было возможно, хотя и достаточно сложно. Если к тому же учесть, что бронза плавится при 900 °C, медь при 1088 °C, а железо от 1100 до 1200 °C, можно представить, как было трудно поднимать на такую высоту расплавленный металл.Конструкция гигантской статуи состояла из трех массивных каменных столбов, которые выполняли роль опор. На уровне плеч и в поясе столбы соединялись железными поперечными балками.Статуя сооружалась 12 лет.

 

 Когда голову статуи украсили лучистым венком и разобрали насыпь вокруг нее, пораженные родосцы увидели великолепное произведение искусства Статуя простояла более 50 лет (некоторые исследователи называют более точную цифру — 66 лет), вплоть до землетрясения 225 года до н. э. Самым уязвимым местом оказались колени — выше колен статуя согнулась таким образом, что голова и плечи ее уперлись в землю. Родосцы и их соседи пытались поднять поверженного гиганта. Египетский царь прислал искусных мастеров и несколько сот талантов меди. Правда, Страбон, который посетил Родос в начале нашей эры и сведения которого всегда считались достоверными, писал, что «из-за какого-то пророчества родосцы больше его уже не поставили».Почти 1000 лет лежала на берегу бухты расколотая статуя. Последнее свидетельство о Колоссе относится к 653 году. В этот год Муавия, будущий халиф Дамаска, завоевал остров Родос и якобы продал обломки Колосса «какому-то еврею из Эдессы». Об этом свидетельствует Зонар, византийский историк XII века.В наши дни поговаривают о восстановлении древнего чуда. По одному из проектов Колосс Родосский будет отлит из алюминия, а в полой голове его предполагается устроить бар для туристов.

Дата добавления: 2013-04-02 < Техника БИ Главная >

Сегодня: 16.10.2018


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Официальный устав Киокушинкай Хонбу

Популярное видео