Краткая история кобудо Окинавы (Матаёши-рю кобудо)

1

Окинавское кобудо по сути своей является специфической системой вооруженных боевых действий и методов, которые дополняют окинавскую систему традиционного каратэ.

 

Эти методы охватывают широкий ряд разнообразного оружия, и в определенной степени специфичен тем, что они порой в ряде школ пренебрегают работой ножом, традиционным японским мечом и копьем (яри), которые является основным оружием в большинстве школ остальной части Азии. Окинавское кобудо также необычно тем, что оно часто преподается самостоятельно и отдельно от безоружных стилей. В большинстве систем в Китае, Японии и остальных странах Азии обучение работе с оружием и невооруженные методы ведения боя преподавались как часть непрерывного единого технического комплекса знаний, используя те же принципы, что и при ведении традиционных боевых действий.

 

Нет никаких исторических доказательств для определения абсолютно точной даты зарождения кобудо в истоках окинавского искусства работы с оружием. Есть несколько разрозненных ссылок на создание методов работы с оружием и боевых танцев указывающих, по крайней мере, на 1500 год. Многие исторические источники указывают на запреты оружия царя Шо Шин O (1507), что стало импульсом для развития основного арсенала оружия окинавского кобудо. В связи с этим запретом на владение мечами и копьями, на Окинаве произошло значительное развитие местных бытовых инструментов для использования их в качестве эффективного боевого оружия. Позднее, начиная с1609 года, историческая традиция говорит о том, что эти навыки имеют тенденцию дальнейшего развития и используются для борьбы с захватчиками.

 

Нынешнее оружие кобудо напоминает традиционные сельскохозяйственных орудия, возникшие из форм традиционных крестьянских и бытовых инструментов. Военное оружие формировалось на основе не крестьянских бытовых предметов, а на основе изделий имеющих хождение в среде «шицоку» (shizoku) или «печин» (pechin), (нижнего или среднего дворянских классов), международных купцов, и правительственных военных чиновников среднего уровня.

 

Оружие и технический арсенал, скорее всего, развивались на смешанных японских, юго-восточноазиатских, и главным образом на китайских и местных источниках и традициях. Все методы работы и преподавания были адаптированы к местным условиям быта, психологии и условиям местной военной реализации. Аналогичные типы оружия, техники и ряд методик, в частности использование бо, сай, тонфа, кама (серп), гува (мотыга), и ёки (весло) являются общими и в регионах Индонезии и Китая особенно в «крестьянских» школах боевых искусств в этих странах.

 

Одна из известных школ того времени Сацума Джиген рю (Satsuma Jigen ryu) сохранила письменные записи своих форм и методов обучения, специально разработанные для преподавания ёки, кама, бо и гува для местных  жителей в целях боевой подготовки населения в ходе их военного противостояния оккупации Окинавы. Источники не указывают на конкретные варианты применения техник во время многочисленных антияпонских мятежей того времени, они только указывают на достаточно массовое применение подсобных орудий в качестве боевого оружия.

 

С другой стороны, есть записи местных военных аристократов, обучавшихся в Китае и Японии, и после прохождения обучения, а также после должного освоения местных традиций боевых школ, преподававших кобудо своим не очень многочисленным ученикам.

 

По большей части эти методы работы с оружием преподавались строго по частям. Большинство мастеров владело одним или двумя видами традиционного оружия, а иногда и гораздо большим количеством, хотя это и было в большей степени исключением. Письменные и устные источники того времени свидетельствуют, что учителя занимаясь с небольшим количеством учеников, на протяжении целых поколений специализировались в одном конкретном виде оружия и обучали работе с ним только своих ближних и доверенных учеников. Такая закрытая система существовала достаточно длительное время, и в большинстве дошедших до нашего времени школах и стилях окинавского кобудо продолжает существовать и сегодня. Большинство мастеров очень неохотно и с огромной осторожностью и осмотрительностью принимают к своему личному обучению сторонних учеников даже из числа японцев, не говоря уже об иностранцах. А стать учи-деши (ближним учеником) могут стать только единицы, прошедшие очень сложный, и для большинства неяпонцев абсолютно нелогичный и сложно-противоречивый путь со множеством прямых и косвенных «ловушек» со стороны наставника.  

 

Тем не менее, в первой половине 20-го века, несколько учителей начали постоянно осуществлять сбор, анализ, систематизацию и организации различных форм и методов обучения кобудо. Среди немногих известных школ, которые собирают и хранят традиционные методы работы с окинавскими видами оружия, на одном из ведущих мест стоит  школа Матайоши-рю (Matayoshi ryu Kodokan & Kobudo).

 

Стиль (школа) берет своё начало от известного мастера Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) (1888-1947). Будучи ещё молодым человеком, он изучал боевое искусство у своего отца, а также изучал технику бо, ёки, кама, и сай у мастера Агена Чокубо (Agena Chokubo, также известного как Gushicha Teragua или Gushikawa Tigagawa). Кроме того, Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) изучал технику владения тонфа (tonfa) и нунчаку (nunchaku) у учителя по имени Ирэй (Irei, также известного как Jitude Moshigawa или Matsutaru Ire), а также изучал технику бо у мастеров Чинен Ямане (Chinen Yamane) и Шиши Рюоко (Shishi Ryoko). Позже Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) совершил две поездки в Китай. Что касается первой поездки, то он путешествовал через Маньчжурию и это говорит о том, что в пустыне Маньчжурии, он изучал, технику верховой езды, технику метания сурикенов и нагенава-джитсу (nagenawa-jitsu) – техника метания веревки с петлей и без петли у маньчжурских кочевников. Во второй поездке Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) отправился в Шанхай, где изучал технику тинбэ (tinbe) – работа с мечом и щитом, технику работысуричин (suruchin) - работа с веревкой или цепью, технику сансетсукон (sansetsukon) – трехзвенный цеп и нунти (nunti) – традиционный цеп. Все эти техники Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) изучалa вместе с китайскими методами фитотерапии и акупунктуры под руководством мастера Кинкороуши (Kinkoroushi  или Kingai). Ему также было позволено практиковать семейный стиль китайского бокса кинга-рю (Kingai-ryu) у самого наставника Кинкороуши (Kingai). На своем пути к югу, в провинции Фуцзянь Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) изучал китайское кэмпо (Kempo) до своего возвращения на Окинаву. 


Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) был хорошо известен на Окинаве, принимая участие в ряде хорошо документированых демонстраций техники и выступлений с другими известными мастерами окинавских боевых искусств таких как Фунакоши Гинчин (Funakoshi Ginchin) и  Мияги Чочжун (Miyagi Chojun). Матайоши Шинко (Matayoshi Shinko) скончался в 1947 году, и его стиль в конечном итоге был окончательно оформлен его сыном Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) (1925-1997), который начал учиться у своего отца, когда сам был еще совсем молодым человеком.

 

Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) принимал активное участие в сохранении, развитии и совершенствовании окинавских боевых искусств, и в дополнение к Кобудо он также изучали школу Шорин рю у мастера Кьян Чутоку (Kyan Chotoku), у своего отца – школу Кингай рю  (Kingai ryu), а также ранние формы школы Годжу рю (Goju ryu)под управлением Мияги Чочжун (Miyagi Chojun) и стиль белого журавля системы Гокенки (Gokenki) у китайского торговца чаем, живущего в городе Наха.

 

Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) переехал в город Кавасаки в 1945 году, и в течение многих лет преподавал там. Затем он вновь вернулся на Окинаву в 1960 году и приступил к преподаванию методов и техник боевого искусства своего отца, прежде всего в знаменитом Хига додзё (Higa), а также и в других местах. Некоторые из ближних учеников его отца были еще активны в тот период, как, например, известный мастер Какацу Мицуо (Kakazu Mizuo),с которым Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) также практиковал длительное время.

 

После обучения у различных учителей каратэ Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) считал, что, хотя каратэ становится все более популярным и массовым, кобудо не было, и не будет под угрозой вымирания на острове Окинава и в других регионах.

 

Чтобы предотвратить возможность забвения кобудо Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) решил создать свою собственную школу кобудо, которую он назвал "Kodokan", принимая одну Kanji, "Ко" (имеется в виду свет), с "Ко" в имени своего отца. Вкладывая в название двойной смысл «продолжения света учения, начатого его отцом и передаваемого из поколения в поколение». После окончательного установления принципов своего клуба и школы, а также систематизации и организации материала по боевым искусствам переданным ему по наследству, Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) собрал других преподавателей и студентов кобудо, и все вместе они организовали в конце 1960-х годов «Рюкю Кобудо Ассоциацию». Их цель состояла в том, чтобы сохранять традиции и дух, который был принят в системе традиционных окинавских школ кобудо, и сделать кобудо более популярным и известным в мире. В 1972 году, эта ассоциация была переименована во «Всеокинавскую Федерацию Кобудо» (Zen Okinawa Kobudo Renmei).

 

Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) продолжал преподавать кобудо и все иные виды единоборств и школ, которыми сам прекрасно владел на протяжении всей своей жизни. Его система существует до сегодняшнего дня, как на Окинаве, так и в различных клубах в разных странах. Его школу в настоящее время возглавляет сын,Матайоши Ясуси (Matayoshi Yasusi), а техническим руководителем долгое время был учитель Итокацу Сейшо (Itokazu Seisho). Многие ученики наставника Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) сами открыли свои клубы и отделения школы. Наиболее заметным учеником стал Гакияа Есиака (Gakiya Esiaka), который взял на себя должность главного инструктора Kodokan после смерти  Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) в 1997 год, и сформировал «Окинавский институт (общество) по изучению наследия кобудо» (Okinawa Kobudo Doshi Renseikai) в 2002 году.

 

Сама существующая сегодня система окинавского кобудо включает в себя огромное количество разнообразных видов оружия и огромное количество разнообразных ката. Сами ката включают в себя разнообразные техники из различных источников, как на Окинаве, так и в Китае. Часть существующих сегодня ката школы были созданы самимМатайоши Шинко (Matayoshi Shinko) исходя из методов, которые он  узнал от своих учителей. Некоторые из ката были созданы самим  Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo) и несколькими его старшими учениками. Многие сопряжение формы ката являются также созданием семьи Матайоши, хотя целая группа форм была создана учениками и последователями школы в сотрудничестве с самим Матайоши Шинпо (Matayoshi Shinpo). Вместе они образуют глобальную и обширную систему, которая в углубленном виде изучения характерна как для каждого вида оружия, так и предназначена для отработки общих методов невооруженной борьбы.

Дата добавления: 2016-02-20 < Истории БИ Главная >

Сегодня: 12.11.2019


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Положение открытого чемпионата города Киева по киокушин карате

Популярное видео