Краткая история самурайской эпохи

1

Монолитного свода правил, в Западном мире известного как «Кодекс чести самураев» не существовало. Существовали десятки независимых друг от друга сводов правил и сборников этики самураев (среди авторов можно выделить Ямамото Цунэтомо, Ходзё Сигэтоки, Сиба Ёсимаса, Имагава Садаё, Такэда Сингэн, Като Киёмаса и др.). Как пишет историк и востоковед А.А. Маслов: «Речь можно вести лишь о некоем глобальном идеале самурайской жизни, особом настрое воина. А сам этот идеал, во многом непостоянный и переменчивый, формировался столетиями».
Отдаленные разговоры о воспитании молодежи в русле общих правил поведения велись примерно в 782 году при императоре Камме, но впервые предварили их в жизнь только к 792 году. Тогда были организованы школы для мальчиков из аристократических семей и назывались они «Кондэй» («Надежная молодежь»).
Вскоре, после появления этих школ, у японского воинства появляется шанс проверить на что пригодна «надежная молодежь».
И первое «крещение кровью» самурайство получило в геноциде коренного населения Японии – айнов.
Айны были храбры, но им не хватало военной выучки и снаряжения, поэтому, вскоре, остатки этого народа были вытеснены на остров Хоккайдо. В  силу специфики японского характера, вскоре на островах формируется военная диктатура сегуната. Все более жестче ощущается разделение на «касты», а самурайство начинает ощущать себя исключительным сословием, претендуя на роль вершителей политической судьбы Японии.
Примерно с 12 по 13 столетие начинает противостояние малограмотных воинов и наследственной аристократии – «кугэ».
Аристократия оказалась неспособна противостоять грубому натиску воинского сословия и в Японии формируется военная диктатура, известная в истории, как «бакуфу».
Оказавшись в «духовной пустоте» военное сословие, захватившее власть в Японии, начинает перенимать некоторые культурные аспекты, покоренной ими аристократии. Позднее, романтическое веяние кугэ начнет усиливаться с каждым столетием.
Хотя сам кодекс «Бу Си До» формировался, по мнению многих историков, как некий противовес культуре аристократов.
Что же такое «кодекс чести самурая»?
По сути, это популярные среди аристократов высказывания, поговорки, истории из китайских военных трактатов и конфуцианских сборников. А объединены в монолитный свод правил, они были лишь к 16 столетию. Некоторые историки утверждали большинство кодексов и вовсе копировали китайские правила боевой морали «удэ», с целью приближения японской аристократии к китайской культуре (к слову, Япония копировала китайскую культуру, как Рим копировал греческую).
Но, на деле, свод правил «Хагакурэ» имел конкретных создателей, в частности, ранее упомянутого Ямамото Цунэтомо. И должен сказать, в философском плане трактат Миямото Мусаси намного глубже и актуальней на сегодняшний день, чем «Хагакуре».
Как говорит предание, Ямамото был преданным слугой, поэтому после смерти своего хозяина удалился в горы. Хотя, подобные легенды очень популярны в японских сюжетах и, видимо, пришло это, как и все остальное из Китая (Ояма был в горах, Мусаси, некоторые представители поэзии дзэнских монастырей «Гондзан Бунгаку»).
Но самый печальный парадокс, как в случае и с европейскими рыцарями, идеал, практически всегда оставался на бумаге, ну, а потом, в кино.
На рубеже 19-20-х столетий японское общество претерпевало сильную метаморфозу. В целом, следование традициям сохранялось, но на смену двум самурайским мечам пришли английский морской кортик (вместо короткого меча), прусская сабля (на смену длинному). В ту пору считалось, что самая сильная сухопутная армия  - немецкая, а самый сильный флот – английский.

Дата добавления: 2016-12-13 < Разное Главная >

Сегодня: 14.12.2017


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Фотографии Чемпионата Украины по киокушин карате

Популярное видео