Кто есть кто в советском самбо?

1

В истории единоборств много спорных моментов, особенно когда речь заходит о единоборствах азиатского региона. Уж больно много «сшито там белыми нитками», как говорят. Восточные единоборства сумели многих из европейцев приобщить к философским и культурологическим изысканиям, но… Но, на самом деле, все это выглядит очень поверхностно.

И давайте рассмотрим этот вопрос на примере зарождения самбо.

 

 

Долгое время игнорировался тот факт, что задолго до появления многих стилей восточных единоборств, в античном мире проводилась турниры по смешанным единоборствам, которые греками были привнесены и на восточную почву, после их продолжительных походов. И, кстати, эти турниры имели конкретно военно-прикладной характер, как и все тогдашние олимпийские дисциплины. Например «античный бокс» проходил по очень специфическим правилам, а именно, удары наносились только в голову, а локти держались очень высокого, практически не защищая корпус. Причиной тому защищенность тела война, но уязвимость его лица.

 

 

Но остановимся сейчас на отечественном самбо. В нем переплелись разные школы и направления, но основа заложена, конечно же, дзюдо, а точнее джиу-джитсу, так как на тот момент, дзюдо только формировалось, как самостоятельное единоборство.

 

 

Давайте затронем извечный спор. А именно, какую роль играет Ощепков в создании самбо? Я уже упоминал в одной из статей, что авторство этого термина, по многим источникам, принадлежит Спиридонову.  Но поклонники восточных единоборств, почему-то его не признают, а упорно твердят об исключительной роли в создании самбо Ощепкова.

 

Но есть несколько моментов. Во-первых, самбо – коллективный труд, во-вторых, надо искать политические и социальные корни этого вопроса.

 

В условиях моды на антисоветскую пропаганду, а также на президентские увлечения (имеется ввиду дзюдо), выгодно «назначить» на роль создателя самбо Ощепкова (как когда-то, было выгодно им считать Харлампиева).

Начнем с того, что Харлампиев вывел самбо на международную арену, сформировав спортивные кадры, стройную систему физической подготовки.

 

Спиридонов, Волков, Ощепков, в данном случае, были теми, кто заложил кирпичики для монументального здания, под названием самбо.

 

Как можно говорить о создании самбо Ощепковым, учитывая его драматичный уход с политической арены молодой Советской России. А насколько вообще качественной была подготовка Ощепкова?

 

Давайте разберем все по порядку.

 

 

Япония эпохи Мэйндзи. Прежняя привычная культура переживает кризис, а сильнейшими армиями считаются немецкая и английская. Японцы учатся у европейцев искусству современной войны, никто уже и слышать не хочет о каких-то там школах дзю-дзюцу.

 

Японии нужно что-то новое. И тут на арену выходит предприимчивый Кано, со своими связами в правительстве.

 

Сейчас преподаватели йоги и многих школ восточных боевых искусств живут за счет неизжитой романтики европейцев и американцев. Все эти мастера с радостью раздают сертификаты, даны и пояса «белому» человеку, так как это связи, деньги, престиж. Без европейцев и американцев, никто бы уже не помнил об Окинаве, йоге, джиу-джитсу.

 

Кано первым понял это, уйдя от провинциального консерватизма  японских школ Будо. Дзюдо, на тот момент только формировалось, основываясь на нескольких школах джиу-джитсу. Собственно, его еще не было, как самостоятельной дисциплины.

Так что, сложно сказать, был ли Ощепков мастером, как его любят изображать, либо это был грамотный политический ход Кано, который, к слову, увенчался успехом.

 

Ощепков – представитель большой страны, в которой, к тому же, бурлят политические страсти, после недавней революции. Так почему же не найти в  его лице своего представителя? И пока старые школы джиу-джитсу медленно деградируют, новая школа предприимчивого Кано и будет представлять японскую культуру.

 

 

Что-то схожее было предпринято Масутацу Оямой. Пока школы каратэ замыкались вокруг традиции, боясь принимать вызовы от других единоборств, Ояма активно колесит по миру, выставляет своих учеников на бои с другими школами, привлекает иностранцев (как в случае с Блюмингом, который будучи мастером киокушинкай, не может похвастаться приличной ударной техникой).

 

Если уж говорить начистоту, то дзюдо ныне превратилось в некое подобие айкидо или таких школ, как дайто-рю. При том, оно дало толчок для таких прикладных стилей, как самбо и бразильское джиу-джитсу.

 

 

У историка А. Горбылева можно встретить мнение, что Ощепков создавал свою собственную систему, отличную от дзюдо. Сам Ощепков писал в своих трудах, что новая подготовка в Советской России отличается от западной и даже от японской.

 

 

Но Алексей забывает о текущем политическом моменте. А именно о том, что вся политика нового правительства была направлена на создание некой исключительности советской культуры. С прежним и, тем более, с чужеродным требовалось разорвать (к примеру, возьмем пионеров, созданных как подобие бой-скаутов). А чтобы иметь успех, нужно этому соответствовать и в каждом своем начинании упоминать, что это носит исключительный советский характер.

 

 

Сами приемы Ощепкова мало чем отличаются от приемов джиу-джитсу, распространенных в Европе или приемов, в той же, школы Кано.

 

 

Ощепков старался заполнить, возникшую в спорте брешь, при этом преподнося себя и как мастера по борьбе, и по штыковому бою, и по ножевому.

 

 

Что-то мне это напоминает. Есть у нас такие «мастера спорта по всем видам спорта». Многие из-них уезжают куда-то в азиатские страны, возвращаясь с новыми поясами и данами. Пишут многочисленные труды, мелькают во всех СМИ.

 

Собственно и сам Кано не был мастером, он был просто новатором и грамотным педагогом. Такими были и Фунакоси, и Ояма, и Уэсиба. Таким был и Ощепков, и Спиридонов («книжный» мастер джиу-джитсу).

 

по материалам Николая Сокиркина 

 

 

Дата добавления: 2016-07-18 < Разное Главная >

Сегодня: 23.04.2017


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Поздравление от Федерации Киокушинкай Каратэ-до России

Популярное видео