Национальные виды боевых искусств

1

У каждого периода бывают свои отличительные черты, которые, подчас стирают, особенно если речь об особенностях того или иного этноса. Хвататься за них не всегда правильно, ровно, как и отказываться от особенностей своей культуры тоже в одночасье. В любом случае, общее культурное пространство и необходимо, в нас и так много различий, мешающих понимать друг друга.

 

Но сейчас хотелось бы поговорить не о культурных особенностях и различиях, а о национальных видах борьбы, в частности о русских национальных видах (не надо путать с новоиспеченными «русскими системами»).

 

Как таковой кулачный бой и борьба из нашей традиции исчезли или, скорее, переросли в более системные виды давно, например, в самбо или в восточные единоборства.

 

Для того, чтобы читателю было понятно о чем идет речь, я поясню на примере японской борьбы сумо или китайской – цзяоли. Сумо – национальная традиционно-религиозная борьба Японии, призванная отражать определенные культурные черты нации, к примеру, дзюдо или каратэ -  системы, при том системы международные и уже давно межнациональные, которые не призваны отражать только культурные особенности Японии, а направленны на конкретное применение, также и с ушу – с одной стороны, и с цзяоли – с другой. Первый вид единоборств – система, меняющаяся, включающая различные аспекты, приемы, цзяоли – национальная борьба, которая как и японское сумо, вошедшая в джиу-джитсу и в дзюдо, частично вошла в ушу.

 

Я не могу сказать, что самбо сплошь выстроена из русских видах борьбы, хотя что-то легло и из-них. Конечно же, когда мы говорим о генезисе самбо, то, в первую очередь, мы должны говорить о джиу-джитсу, которое, по сути, оказало влияние на формирование многих мировых боевых систем армий и полиций. Затем о влиянии дзюдо (хотя на тот момент различия с джиу-джитсу еще было минимальным), ну а затем более позднее влияние бокса, каратэ, савата и других контактных единоборств.

 

Много споров ходит о об основателе самбо. Разговор сейчас не об этом, но я бы хотел немного затронуть и эту тему. Спор идет о двух фамилиях: Харлампиев и Ощепков. Аргументов и доказательств в пользу и той и той фамилии я слышал массу, думаю, что Ощепкова следует воспринимать как главный толчок для создания самбо, второе же имя стало знаменем, под которым самбо вырвалось вперед.

 

Вернемся к русским видам борьбы и начну я с борьбы «не в схватку», «охотничью», «как схватишь». Это вольный стиль борьбы, в котором позволялось выполнять любые захваты, произвольно захватывать тело соперника, с целью бросить соперника, либо удержать его на земле. Как правило, в этой борьбе было три разновидности, в первой соперники договаривались делать захваты только выше пояса и не атаковать ноги, во второй делать подсечки и подножки, а в третьей разрешалось брать любые захваты и проводить атаки в ноги.

 

Известной также была борьба на поясах, распространенная у многих народов мира, техника которая связана с ношением подпоясанной одежды из плотной ткани. Известно, что многие борцы в России, включая                                 И. Поддубного, начинали именно с нее, выступая в цирке. Историки разнятся во мнениях о зарождении данного вида борьбы. Одни утверждают, что борьба на поясах была заимствована русскими от тюрских народов, другие считают, что развивалась она без заимствования извне, ссылаясь на тексты былин с указанием схожих приемов. Например, пример такого текста приводил А. Горбылев, в одном из изданий «Хидэн»: «Брали за ременье за подпрудное, по колен-то в сыру землю втопталися…».

О различных видах русской борьбы писал М.О. Кистер, вспоминая, что наиболее распространенной среди русских является борьба «в схватку», «крест на крест». Захват разрывать запрещалось, а цель поединка заключалась в четком броске соперника на землю, чтобы тот коснулся ее полностью спиной. Иностранцами, бывавшими в России вспоминается еще один вид борьбы «на руках», существовавшая в дух видах: брали захват только одной рукой, бросать который запрещалось и брали любой захват, меняли руки, целью поединка было бросить соперника на землю, используя броски и подсечки.

Вообще видов борьбы было множество, многие из-них носили очень локальное распространение, все зависело от места и об оговоренных правилах, правилах, конечно, условно. 

 

по материалам Николая Сокиркина 

 

Дата добавления: 2015-06-10 < Библиотека Главная >

Сегодня: 03.12.2020


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

В Запорожье прошел традиционный Открытый Кубок Запорожской области по Киокушин Карате

Популярное видео