Встреча с мастером рукопашного боя Александром Гартвичем

1

Встреча с мастером рукопашного боя Александром Гартвичем

Рукопашный бой развивается в правоохранительных органах как вид спорта с 1982 года. Завезли его кубинцы. В присутствии Юрия Андропова они продемонстрировали технику «дзюшимон» - «железного человека». Главный чекист тогдашнего Союза распорядился ввести этот вид спорта в силовых органах. Состоялся принципиальный переход от борцовской техники, которая преобладала среди правоохранителей. Сейчас в Украине действует Федерация рукопашного боя. Наш корреспондент встретился с вице-президентом этой Федерации Александром Гартвичем.

Корр.: Пару слов о рукопашном бое, какое его состояние в Украине?

Александр Гартвич: - Украине удалось сохранить жизнь этому виду спорта. Центральный совет «Динамо» стал им заниматься. Опыт, умения и навыки в рукопашном бою передаются всем правоохранительным органам. Распространение этот спорт получил именно из Министерства внутренних дел. Рукопашный бой сейчас - довольно жесткий вид профессиональной подготовки.

Корр.: Может ли рукопашный бой стать боевым национальным украинским искусством?

А.Г. :В Украине есть боевые искусства, вполне законно претендующие на статус национальных: их корни действительно уходят в историю и народных традиций. Я знаю, по крайне мере, пять видов, которые развивает Украинское Казачество. У нашего вида “корни” иные. Рукопашный бой возник в армии. Как гласит военный устав это бой в пределах видимости: метание гранаты, работа с ножом, стрельба из оружия, окопная война, бой безоружного против вооруженного. Кстати, древние китайские и японские искусства — тоже порождение войны. А как доступный массовый вид спорта рукопашный бой начал развиваться в Украине 1993 году, когда была создана национальная федерация. Кроме “боевой” рукопашный бой включает массу элементов почти всех видов популярных боевых искусств.

Корp.: - Какова градация данов, как она появилась в Федерации? Как получить заветный черный пояс?

А.Г: - Дановую систему, как известно, ввели японцы. В Европе, как и в Украине, существует десять кю. Для того, чтобы сдать экзамен на первый дан, нужно почти три часа демонстрировать свое умение, а именно теорию история развития рукопашного боя, имена мастеров, затем технику (движения, удары, комбинации), после этого - физические упражнения . Скажем, двадцать раз подтянуться на перекладине, сто шестьдесят раз отжаться от пола, столько же - сделать упражнение на пресс. Это нормативы. После получасовой отбивки, начинаются спарринги. Для экзаменующегося, через каждые две минуты выходит новый партнер (15 человек). Работа - в полном контакте в корпус, а в голову дозированный контакт. Бьют, конечно, нещадно. И если падает, трижды бьют в ладоши, он должен встать и снова отражать атаки. Удержишься, полчаса боев, - получишь первый дан. Второй - требует более сложной техники. Человек должен показывать качество своей техники, а также самостоятельные взгляды на развитие рукопашного боя. Третий дан - это уже вся техника рукопашного боя. Здесь человек полностью показывает свой характер. Нормативы усложняются, не все могут пройти физический тест, очень часто первая попытка бывает провальной. Четвертый признание в определенной стране ведущими мастерами. Пятый - признание на континенте, на котором живешь. Шестой дают за признание и развитие во всем мире. Седьмой дан - это признание как мастера определенного стиля. Для того чтоб получать даны выше, нужно развивать стиль, тренировать спортсменов, которые будут занимать призовые места на Чемпионатах, повышать авторитет Федерации в стране.

Корр.: В рукопашном бою есть соревнования или, как в айкидо, — только совершенствование мастерства?

А. Г.: Дзюдо и айкидо — это пример трансформации бескомпромиссных боевых искусств, соревнования в которых невозможны, так как удачное применение приема приведет к травме. Дзигаро Кано (создал дзюдо) великолепный вид спорта, а Морихей Уэси утонченный способ физического и духовного совершенствования, “путь к Богу” — айкидо. Соревнований, победителей и побежденных в айкидо нет. У нас есть соревнования — первенства чемпионаты Украины, а поединки проходят в виде “семи”-, “лайт”-, “фул-контакт”. Проведение учебных семинаров, утверждение спортивной иерархии, признанной на международном уровне.

Корр.: “Мастер года”, за что присваивают этот титул, которым вас отметили?

А. Г.: Мы выезжали на международные турниры, начиная с 1996 года. На одном из чемпионатов Европы из 118 медалей Украина завоевала 102. Как говорили на том турнире: “Приехала Украина и устроила свою дискотеку!” При награждении чаще всего звучал наш гимн, Украинский стиль заметили, он понравился у нас стали учиться. Мы провели более 8 семинаров в Германии, Голландии, Бельгии Польше, Турции. Три года назад в Европе наш стиль признали официально. После этого к нам присмотрелась “Интернешнл Уорд Марти Ларе Ассошиэйтед”, одна из крупнейших мировых ассоциаций восточных единоборств, объединяющая 92 страны. В марте 2003 года меня пригласили в США в Питсбург провести семинар для номинации на титул “мастер года”. Существует ряд номинаций: “молодой мастер”,“лучший спортсмен”, “профессор”, “академик” и так далее, и на каждую выдвигают по 10 претендентов из разных стран. Мой семинар по рукопашному бою понравился, о чем свидетельствуют титул “мастер года” плюс три диплома — один подтверждает другой — такая у них практика. Но должен сказать, что я показывал не личное “изобретение”, а результат коллективного труда, наработки мастеров нашей Федерации.

Корр: С какого возраста можно заняться рукопашным боем?

А. Г.: Чем раньше, тем лучше: девочки с пяти лет, мальчики — с шести.

Корр.: А в зрелом возрасте, скажем, лет под сорок? Человек трудился, строил карьеру, бизнес. Построил. Теперь можно и собой заняться. Но “прописан” ли ему рукопашный бой?

А.Г.: Да! Самый идеальный возраст — это лет сорок и выше! Человек уже набрался мудрости, не рвется “за океан” доказывать свою состоятельность, а стремится “к себе”. Рукопашный бой позволяет “найти себя”: реализовать желания и амбиции, недоступные в молодости. У меня есть группа — в ней самому младшему бойцу 44 года, а есть “ребята” и под 60 лет! У них сложился неповторимый круг общения, своеобразный клуб “по интересам”. Для них самая большая проблема это лето, когда надо заниматься индивидуально.

Корр : Восточные единоборства имеют различные ритуалы, на¬пример, “молитвы” на портрет основателя. У вас есть такое?

А. Г.: Нет. Идеология рукопашного боя “находится” у человека в сердце и разуме. А внешнее — это как тара, бутылка. Молитвы, поклоны... Разве это главное? Уважение к самому себе, к окружающим, а их уважение к тебе — вот что важнее. У нас сейчас как люди строят отношения — “стоят” друг к другу в лучшем случае “боком”. Когда-то мы смеялись над общением “на майдані коло церкви”, а расползлись по своим квартиркам, и оказалось, что общения “на майдані” нам и не хватает. “Ритуальность” должна быть внутри. Если человек настоящий мастер, неважно, это рукопашный бой или игра на гармошке, он сильный и мудрый, обогревает идущего рядом. А нет истинности мастера — от тебя идет холод и пустота. Все эти значки и пояса — напускное.

Kopp:. Бывает ли так, что к вам приходят с далеко не чистыми помыслами?

А. Г.: Каждому в душу не заглянешь. Приходят и с камнем за пазухой, и с фигой в кармане. Но чтобы хоть чему-то научиться — надо хорошенько отпахать и пролить немало пота. Человек, достигающий цели своим трудом, не отнимет и не обидит. А приходящий с темными помыслами, он стремится к быстрым результатам. И это сразу ясно. Такие от нас уходят моментально. Возьмем другой, гипотетический вариант: научился и сотворил зло. Кто он теперь? Предатель. Он предал своих учителей, вложивших в него часть души. Великий мастер киокушин - карате Ояма сказал: “Предавший своих учителей, всегда окажется на обочине жизни”. Предательство — это тяжкий крест. А свой крест на чужую спину не переложишь, все равно он натрет твою!

Корр: Вспомнили великих мастеров карате, как вы относитесь к киокушину и к его бойцам?

А.Г.: Я очень уважительно отношусь к мастерам карате, ведь в свое время в СССР, я тоже начинал с основ. Что касается киокушина, то я очень хорошо знаю спортсменов, тренеров с которыми я когда-то постигал азы восточных единоборств. Считаю, что киокушин по праву носит титул самого жесткого и бескомпромиссного вида спорта. Я бывал на многих соревнованиях и могу сказать, что бойцы киокушина показывали отменную технику, и крепость духа, которой порой так не хватает спортсменам других видов спорта.

Корр: Рукопашный бой вид спорта неолимпийский. Вам не обидно?

А.Г.: Олимпиада — это спортивный высший форум и попасть в про¬грамму Игр довольно сложно. Но мы воспитываем мастеров на уров¬не олимпийских чемпионов.

Корр.: А в чем же заключается ваш “олимпизм”?

А. Г.: В основе рукопашного боя — боевая подготовка. Не скажу, что научить стрелять просто, но, в конце концов, этому можно обучить и обезьяну. А вот научить попадать — куда сложнее. Можно считать себя “рукопашником”, но при этом остается трудность — применять это искусство так, чтобы самому уцелеть. Какой уровень подготовки должен иметь защитник родины и право¬порядка, когда он идет на боевой контакт и противостоит противнику в соотношении, скажем, один к пяти, да еще в экстремальных ситуациях? Не ниже уровня олимпийского чемпиона! Вот на что мы ориентируемся. Но кроме Олимпиад есть еще один уровень признания для любого вида спорта — улыбка ребенка. Не стану говорить о “спасении детей из цепких лап улицы”. Этот понятно каждому. Вот пример иной. Привели мальчонку, отзанимался он пару лет, а мама начинает “жаловаться”: “У меня в семье уже два взрослых мужчины!” Да, парень уже самостоятельный, уже показал себя на соревнованиях, умеет идти к цели и достигать ее. Он личность с обоснованным мнением, а не капризами. Мужик! Лидер! Его не собьют с пути, не навяжут отрицательное влияние. Это для нас самое важное!

Корр.: Кого, по-вашему, можно назвать суперменом?

А. Г.: Для меня понятий “супермен”, “крутой” не существует. Того, кто называет себя суперменом, мне искренне жаль. Это все равно, что нацепить на себя значок “я лучший”. Человек состоялся, если он является образцом для подражания. Остальное — желание казаться, а не быть. Борьба за показную “крутизну” тормозит развитие человека. А если вернуться к супермену, то для меня это — Чебурашка! Он объединил всех и построил “Дом друзей”! Это — настоящий супермен!

Корр.: Шекспир сказал : “Вся жизнь — театр, а люди в ней — актеры”. А Александр Гартвич как может закончить эту фразу: “Вся жизнь...”?

А. Г.: Вся жизнь — поиск ответа на вопрос. Один единственный. Какой? Очень простой: “В чем смысл жизни?!” Каждому человеку, независимо от его способностей, статуса и богатства в жизни приходится серьезно считаться с единственным явлением — смертью! Как ни странно, но смысл жизни — в смерти. Поэтому древние основатели боевых искусств породили истину, которая, считаю, полезна и нам: “Дорожите настоящим и полноценно живите каждую секунду!”

Корр: Что бы Вы пожелали нашей Федерации и нашим бойцам?

А.Г. : Федерации желаю стремительного развития, пускай украинские спортсмены достойно защищают честь сине-желтого на международной арена, и пускай почаще играет наш гимн. Читающим желаю крепости духа, силы воли и достижения всех поставленных целей.
Дата добавления: 2012-09-11 < С мастерами Главная >

Сегодня: 18.06.2019


 

Orphus system

Подпишись на новости о карате

Популярное фото

Летний лагерь киокушин карате ( 20-26/07)

Популярное видео